РПЦ предложила ввести в школе дополнительный «духовный» курс

Инициативу патриарха поддержал Минпросвет

07.11.2019 в 11:16, просмотров: 18062

Общество еще обсуждает идею РПЦ дополнить школьную программу огромным обязательным «духовно-нравственным» предметом — ОДНКНР. Однако 6 ноября на II съезде Общества русской словесности патриарх Кирилл предложил украсить жизнь российских школяров еще одним крупномасштабным предметом: на этот раз — сводящим воедино все главные вопросы отечественной истории и культуры. Глава Минпросвета Ольга Васильева эту идею горячо поддержала. Тем временем Кремль отреагировал на ее предшествующее заявление (дескать, Единые госэкзамены «мешают» школьникам учиться) заверениями, что отмены ЕГЭ не будет.

РПЦ предложила ввести в школе дополнительный «духовный» курс

Посокрушавшись на пленарном заседании съезда по поводу легковесности и фрагментарности знаний современной молодежи об отечественной культуре, председатель Общества русской словесности Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил радикальное средство борьбы с этой напастью — дополнить школьную программу новым обязательным культурологическим курсом. Это, по мнению архипастыря, станет достойным ответом на вызовы, во множестве создаваемые Интернетом и соцсетями, откуда подростки в основном и черпают «деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношения». А заодно покончит с нынешней «обрывочностью» и «избирательностью» знаний школьников о культуре Отечества и обеспечит им целостность восприятия предмета.

— Фрагментарные знания очень быстро уходят из памяти, о чем может свидетельствовать любой человек зрелого возраста. А система держится в сознании очень долго. И если система знаний сохраняется, то в нее, как на этажерочку, можно накладывать все новые и новые знания, — разъяснил он суть своей затеи. И тут же, не сходя с места, предложил создать рабочую группу при Обществе русской словесности с участием педагогов, психологов и ученых.

Этой команде и предстоит выработать новый подход к воспитанию молодежи с помощью нового предмета. Представить результаты этой работы, по мнению патриарха, надо в кратчайшие сроки — уже к следующему заседанию общества. Между тем сделать это будет непросто, ибо конструкция пресловутой этажерочки, похоже, видится не очень ясно даже самому автору.

Действительно, с одной стороны, новый предмет, по его словам, должен заменить «обрывочность» познаний школьников в сферах культуры и истории их «целостностью». Однако с другой, дабы «не увеличивать и без того насыщенную школьную программу», пастырь не исключает, что это мог бы быть курс в рамках не какого-то одного, а «нескольких уже действующих предметов». Но что при этом «должен быть какой-то стерженек в программе, вокруг которого формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России».

Если говорить о системном знакомстве школьников с российской культурой в рамках нескольких предметов, то именно это сегодня и происходит в курсах литературы и истории. «Стерженек» тоже известен — это максимальная синхронизация изучаемых тем. Но ведь эта-то система, как оказалось, и не устраивает патриарха. Таким образом, на практике речь все же идет о введении дополнительного курса и соответствующем росте нагрузки на детей. И глава Минпросвета Ольга Васильева недвусмысленно дала понять, что именно так и будет.

По ее словам, в российских школах и вузах надо ввести обобщающий курс по русской культуре — «единый и системный» и призванный сформировать у каждого жителя страны «важнейший духовный код, связанный с русским языком, историей и литературой». Идея такого курса, подчеркнула она, уже «витает в воздухе». И это «витание» наводит на мысль о другом дополнительном школьном курсе, активно продвигаемом сейчас к внедрению в школе министерством и церковью — Основах духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), рассчитанном на всю среднюю ступень школы — с 5-го по 9-й классы. При этом, сколько времени введение этих новшеств оставит детям на сон, и оставит ли вообще, лоббистами идеи не обсуждается. Наверное, потому, что время сна можно с гарантией считать потерянным для духовного и культурного роста.