Духовность российских школьников переведут из религиозной плоскости в гражданственную

Перечень модулей ОРКСЭ сократили с 6 до 2

12.11.2019 в 17:03, просмотров: 13031

Власти по-прежнему будут укреплять и расширять «духовно-нравственный» блок школьной программы, но вот его акценты, похоже, стали меняться. «Наверху» вдруг заговорили, что религия — не единственная из традиционных российских ценностей, и по важности ей не уступает гражданственная идентификация. В итоге Минпросвет, ранее активно продвигавший пришествие церкви в школу, сократил перечень модулей Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) для 4-х классов с 6 до 2, изъяв оттуда все традиционные российские религии и сохранив всего два сугубо светских модуля — основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Духовность российских школьников переведут из религиозной плоскости в гражданственную

Нынешняя российская модель среднего образования предполагает не только обучение, но и воспитание детей. Последнее особенно возлагалось на курс ОРКСЭ. Причем «духовность» и «нравственность», которые он должен был нести школярам, главным образом увязывались с религиями, официально объявленными для России традиционными — православие, ислам, буддизм, иудаизм, а официальные эксперты все чаще и настойчивее говорили, что выполнение этой миссии надо возложить на служителей культа. И прежде всего — православных.

Вскоре решили, что Основ религиозной культуры и светской этики, рассчитанных исключительно на четвероклассников, недостаточно. Усилить духовность школьников было призвано второе, более мощное учебно-воспитательное новшество — предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), охватывающее всю среднюю ступень школы с 5-го по 9-й класс, а то и все среднее образование в целом, и также выстроенное вокруг религиозных идей. Все эти нововведения должен был узаконить новый Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС, работа над которым шла в Минпросвете именно в этом русле и, как казалось, вот-вот должна была завершится. Но вышло, похоже, не совсем так.

- Преподавание религии возможно только в религиозных организациях! В школе преподавать религию нельзя, можно лишь о ней рассказывать. И цель этого курса — не создавать противоречия, а их снимать! Да и вообще, религиозная составляющая — лишь один из компонентов традиционных российских ценностей!- по-новому подошел к теме духовного с нравственным главный советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики президентской администрации Андрей Третьяков.

В число наших главных ценностей, как выяснилось, входит гражданственная идентификация россиян. И в обществе, заверил эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Павел Костылев, на нее сильный запрос. Другой запрос - «на размежевание в этих («духовно-нравственных» - «МК».) курсах объяснений с углубленной конфессиональной тематикой. К примеру, нужно ли подробно объяснять в 4-х классах различия между православием и католичеством? Думается, что не нужно!» - обосновал он откат от чрезмерного углубления в горнее.

Гораздо полезнее, если «ребенок будет знать карту России, культуру ее народов», предложил альтернативу религиовед из Высшей школы экономики Всеволод Золотухин. Тем более, что многие семьи, как внезапно признали в Минпросвещения, «понимают светскость в образовании как полное исключение религии из образовательного процесса,- констатировала директор правового департамента ведомства Светлана Нуждина.- И это отношение семей является дополнительным вызовом».

В силу ли реакции на этот «вызов», а, скорее, из-за изменения общего тренда, но Минпросвет, ранее активно продвигавший в систему образования религиоведческие, а то и религиозные курсы, заметно изменил подход. Из последнего проекта нового ФГОС убрали все четыре модуля, предполагавшие изучение истории отдельных религий, оставив там лишь пару чисто светски - Основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Этот вариант сейчас обсуждается, и решающее слово, по словам Нуждиной, «остается за родителями». О введении же комплекса ОДНКНР, пока не примут ФГОС, отметила она «МК», речи не идет.