Модернизация первичной медицины: в дело вступают регионы

Особая программа будет разработана в каждом субъекте Российской Федерации

13.11.2019 в 17:00, просмотров: 2867

31 октября в Светлогорске (Калининградская область) заседанием президиума с участием Владимира Путина завершилась сессия Государственного совета по теме «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения». Федеральные министры и руководители субъектов Федерации в течение двух дней обсуждали ситуацию в региональной медицине и задачи предстоящей модернизации первичного звена здравоохранения. Объявленные по итогам Госсовета планы и параметры модернизации делают ее самым масштабным этапом в развитии «первички» за последние 60 лет.

Модернизация первичной медицины:  в дело вступают регионы
Фото: mz.mosreg.ru

Выступая на президиуме Госсовета, президент напомнил, что важнейшим показателем позитивных перемен в здравоохранении, произошедших за последние годы, стал устойчивый рост средней продолжительности жизни. Так, в 2014 году она составляла 70,9 года, а в этом году, по данным на август, 73,6. Всемирная организация здравоохранения подтверждает эти цифры и эти темпы. Но времена меняются, повышаются требования к медицинскому обслуживанию, к медицинской инфраструктуре. «То, что вчера было достижением, сегодня часто воспринимается как норма, и это на самом деле справедливо» - отметил В.В. Путин.

В последние десятилетия «точками роста» российского здравоохранения были специализированный и высокотехнологичный сектора. Появившиеся за это время по всей стране сети современных медицинских центров – сосудистых, травматологических, перинатальных – привели к резкому снижению смертности от соответствующих причин и внесли основной вклад в увеличение продолжительности жизни. Действующим нацпроектом «Здравоохранение» предусмотрено создание до 2024 года национальной сети онкологических центров.

Теперь на повестке дня оказалось первичное звено: знакомые всем поликлиники, скорая помощь, сельская медицина. Дополнительно к мерам по развитию «первички», прописанным в нацпроекте, сейчас идет запуск беспрецедентной по своим масштабам программы по ее модернизации.  

Достаточно сказать, что озвученная на Госсовете министром финансов Антоном Силуановым сумма бюджетных расходов на программу модернизации в течение пяти лет (550 млрд рублей) сопоставима с расходами на весь нацпроект «Здравоохранение» на 2019-2024 годы – 1 725,7 млрд руб.

Первичное звено – это самый массовый сектор здравоохранения. По статистике, каждый россиянин посещает «первичку» в среднем чаще, чем раз в два месяца. Но дело не только в этом. Профилактика и ранняя диагностика заболеваний – необходимое дополнение к высокотехнологичным методам лечения. Вместе эти два направления и составляют то, что называется современной медициной, позволяющей быстро снижать смертность и увеличивать продолжительность жизни. Как это и происходит сейчас в России.

Программа модернизации нацелена на решение наиболее острых проблем первичного звена – ветхости зданий, устаревшего оборудования, нехватки кадров. Но ее размах говорит о том, что речь идет не о «латании дыр», а о «перезапуске» всей системы. 

Так, если в нацпроекте еще говорится о достраивании сети первичной медицины на селе, в основном – в малонаселенных и отделенных районах, то модернизация начинается с масштабной ревизии инфраструктуры и пересмотра схем размещения и мощностей медицинских организаций первичного звена. При этом новые схемы размещения должны разрабатываться в «соответствии с реальными потребностями населения, в привязке к каждому населенному пункту и численности проживаемого в нем населения, с учётом транспортной инфраструктуры, коммуникаций и уровня развития цифровых технологий, а также с учётом прогноза демографических и миграционных изменений». Так на Госсовете определила задачу губернаторам министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Если раньше проблема построенных более полувека назад медицинских объектов рассматривалась только в аспекте их капитального ремонта, то теперь, помимо ремонта, несколько сот районных больниц и поликлиник будут снесены и построены заново, как морально устаревшие и не соответствующие современным требованиям.

Никогда еще строительство дорог, необходимых для обеспечения транспортной доступности медучреждений, не было обязательным элементом программ развития здравоохранения, наряду с закупками санитарного автотранспорта, например.

Предыдущие «майские указы» 2012 года ввели отдельные целевые нормативы для средней зарплаты врачей и среднего медперсонала – в 200% и 100% соответственно от средней заработной платы по экономике региона. Однако выяснилось, что на уровень зарплат именно в первичном звене эти нормативы повлияли не везде. Поэтому в утвержденных недавно правительством Принципах модернизации речь уже идет о создании в здравоохранении полноценной отраслевой системы оплаты труда. Она призвана обеспечивать справедливый и прозрачный порядок оплаты труда медицинских работников на достойном уровне.

Как отметила недавно Вероника Скворцова, столь масштабная и системная модернизация инфраструктурных условий здравоохранения не проводилась с конца 50-х годов.

Важнейшая роль в процессе модернизации первичного звена отведена субъектам Федерации. И это логично, ведь первичное звено полностью находится в ведении регионов и муниципалитетов. В этом, кстати, одна из причин существенного различия между регионами в работе первички.

Так, в день проведения президиума Госсовета СМИ активно обсуждали данные по динамике количества врачей в регионах. Дефицит кадров – одна из главных проблем российского здравоохранения. Ее решение зависит от множества факторов, главные из которых – объем подготовки в вузах и привлекательность работы в государственном здравоохранении. И если за 2018 год (т.е. до начала реализации нацпроекта) количество врачей в российском здравоохранении в целом немного выросло (на 404 человека или на 0,07%), то по регионам оно изменялось в пределах ± 5%. Как объяснила Вероника Скворцова, причины такой динамики в разных регионах разные и требуют всякий раз отдельного анализа. Но очевидно, что дело здесь как в уровне развития экономики и бюджетной обеспеченности региона, так и в степени внимания региональной власти к сфере здравоохранения и в эффективности управления ею.

Выравнивание ситуации за счет большей поддержки отстающих регионов (и финансовой, и экспертной) очевидно относится к задачам программы модернизации. Не случайно во всех опубликованных документах речь идет о разработке региональных программ, ориентированных на потребности населения, а не на возможности конкретного регионального бюджета. При этом Антон Силуанов сообщил на Госсовете, что доли федерального и региональных бюджетов при совместном финансировании мероприятий модернизации составят 90% и 10% соответственно.

На первом этапе в каждом регионе будет разработана своя программа модернизации, учитывающая его территориальные, демографические, экономические и другие особенности. Помогать регионам в разработке их программ будет Минздрав и другие министерства. Проводить экспертизу и согласовывать региональные программы будет специальная межведомственная комиссия уровня заместителей министра. В нее войдут представители десяти федеральных министерств и Росздравнадзора. Постановлением правительства определены и конкретные меры по мониторингу и контролю над реализацией региональных программ.

Все региональные программы должны быть подготовлены и утверждены к 1 июля 2020 года, затем начнется их реализация. Соответствующее финансирование в федеральном бюджете на следующий год уже предусмотрено.