Родила в бассейн на Пхукете: россиянки описали опыт

Акушерки без медицинского образования и "энергия потока"

Ради модных сегодня «потоковых родов» увлеченные ЗОЖ россияне готовы ехать хоть на край света. Считается, что такое совмещение приятного с полезным благотворно сказывается не только на здоровье молодой мамы и малыша, но и на отношениях в семье. Все больше «беременных пар» — будущих родителей — в преддверии родов уезжают к океану, чтобы родить «в потоке», на фоне красочной тропической природы.

Акушерки без медицинского образования и "энергия потока"
Злата Према.

Антоше, сынишке 28-летней Ольги и 34-летнего Антона, на днях исполнится два месяца. Он родился на тайском острове Пхукет. В Таиланде ребята планируют пробыть до полугодовалого возраста Антошки, после чего вернутся домой в Ижевск.

— Мы с Антоном отдыхали на Пхукете, когда еще не были женаты, — рассказывает Оля. — Познакомились с русской беременной девушкой, она жила по соседству. Удивились, почему она на 9-м месяце не едет домой. А она нам объяснила, что специально приехала к океану, чтобы родить. Мол, хочет, чтобы ребеночек родился и сразу увидел солнце и яркую природу, а в России в декабре темно, промозгло и тоскливо.

Три года спустя, когда самой Оле поставили срок родов на начало декабря, она вспомнила о той своей поездке.

— Стала изучать вопрос в Интернете, узнала, что многие российские беременные уезжают в теплые края, если роды попадают на мрачный осенне-зимний сезон. Считается, что рожденные в средней полосе поздней осенью и зимой детки более слабые, им не хватает солнца, приходится специально капать им витамин D. А если приехать месяца за 2–3 до родов туда, где солнце, море, фрукты, свежевыжатые соки, то и сама мамочка будет бодрее и здоровее, и ребенок родится более крепким.

По словам Оли, путь оказался такой отработанный, что согласился даже ее муж, который сначала был настроен скептически.

— Антон был убежден, что совершать длинные перелеты сначала с животом, а потом с младенцем слишком опасно. К тому же он не понимал, как я буду рожать в чужой стране, кто будет наблюдать меня в последние месяцы, кто будет принимать роды.

Но Оля узнала, что на острове работают русскоязычные повитухи, за сравнительно небольшой гонорар принимающие роды на дому. А родить без роддома и медикаментов может всякая женщина, если нет противопоказаний по состоянию здоровья и беременность протекает нормально. Нужно только пройти дома обследование и собрать все справки.

— Я показывала Антону фото с новорожденными на фоне пляжа и пальм — прямо как мадонны с младенцами в раю! В итоге он согласился. Но сказал, что одну меня не отпустит. Он программист, оформил на работе удаленку, и мы стали собираться. В женской консультации мне крутили пальцем у виска и чуть ли не в опеку грозили нажаловаться. Но справку о том, что у меня все хорошо, дали. Потом были оргмоменты: покупали билеты, получали долгосрочную тайскую визу, зная, что мы собираемся пробыть в стране не один месяц. В середине октября мы сели в самолет, 2 декабря родился Антошка.

Оля родила в специальный бассейн на веранде дома, который они с Антоном сняли на острове. Помогала ей русская акушерка, она же наблюдала Олю до родов и после, вместе с малышом. Молодые родители говорят, что роды прошли успешно, малыш здоровенький и они не жалеют о своем решении.

— Когда мы только прилетели, тут еще шли дожди. Но это все равно лучше, чем у нас дома в это время года. Я ела фрукты, морепродукты, купалась. И сейчас я полноценно питаюсь — фрукты, овощи, свежая рыба — и кормлю грудью. А на рассвете с коляской выхожу к океану. А дома коляску по лестнице спусти, холод, во дворе скользко, машины ездят. Мы, конечно, скучаем по родителям, друзьям. Но они нас понимают, поддерживают, радуются за нас. Мы регулярно созваниваемся по видеосвязи, показываем им Антошку и наши красоты. Домой мы вернемся, но не раньше мая, когда уже будет тепло.

Алине 31, и она только готовится к родам. Но не в родном Воронеже, а в индийском штате Гоа. Ходить Алине, по мнению здешней акушерки, еще недельку-другую. К домашним родам все готово: отведено специальное пространство в домике, который сняла Алина, специальный бассейн и на связи повитуха. В Гоа Алина прилетела еще в ноябре, а до этого специально копила деньги, чтобы родить естественным путем среди тропических красот.

— Я не замужем, — говорит Алина, — но это нестрашно. Хочу, чтобы дочка родилась здоровенькой, а с остальным мы справимся. Я всегда была сторонницей естественных родов — то есть не в роддоме, а в спокойной домашней обстановке. А когда узнала, что можно это сделать вдобавок в теплых краях, среди цветов и пения птиц... Многие хотят родить здесь, особенно если роды выпадают на зиму. Но боятся, что дорого. Я выяснила, что это не так и вполне можно потянуть одной, правда, копить пришлось. Я еще рассматривала Таиланд и Бали, но там вышло бы дороже, да и лететь дольше.

Алина утверждает, что по ценам в Гоа для нее все очень приемлемо. Еще для нее важно, что в сезон (в зимние месяцы) на побережье очень много русских.

— Есть с кем словом перекинуться. С местными акушерками меня познакомили здешние мамочки, в Гоа их полно. Многие вообще растят здесь детей до самой школы, а то и дольше, переводят на обучение по скайпу. Но я через месяц уеду, мне надо работать — хоть и дистанционно, но хотя бы время от времени появляясь в офисе. Со всеми акушерками можно спокойно пообщаться, чаю попить, чтобы спокойно сравнить и выбрать. Я уже себе выбрала. Я как увидела ее, сразу поняла, что все у нас с дочкой будет отлично! Да и как иначе?! Вот вы сравните. Просыпаюсь я утром в феврале в своей воронежской однушке на пятом этаже без лифта, смотрю в темное окно, и мне жить не хочется! А здесь у меня отдельный домик с верандой и садиком, утром проснешься, выйдешь на террасу — пальмовые листья колышутся, бананы свисают, солнце светит, океан плещется — и сердце поет! А ребеночек в животике, он же все чувствует, впитывает!

Злата и ее беременная команда

Злата Према (в миру Злата Волкова; Према — в переводе с санскрита «божественная любовь») живет и трудится на побережье индийского штата Гоа. Она всегда в окружении стайки будущих мам: проводит с ними то водные упражнения в океане, то голосовые медитации для беременных, то просто беседует, собрав подопечных в кружок. Это, судя по всему, и есть «нетрадиционные методы подготовки к родам», которые обещают гоанские повитухи.

Злата никогда не говорит «беременная женщина», только «беременная пара», считая, что в хорошей паре все процессы беременности идут параллельно.

— Мы занимаемся йогой, — рассказывает одна из дам, готовящихся к «потоку», — занимаемся пением: в медитативном состоянии, после йоги, в полном расслаблении нужно почувствовать, что в тебе находится труба. И в ней рождается звук: «а», «о», «у» — и он пробивает всякие блоки, которые у нас в горле и в других местах. Еще у нас есть «театр прикосновений». Беременная, которая уже на подходе, ложится, а вокруг нее садятся все остальные. Она закрывает глаза, расслабляется, и все с разных сторон начинают ее по-разному трогать. Этот процесс очень приятный, ты теряешь понимание, что тебя трогают люди, полностью отдаешься этому, ощущения просто незабываемые, фантастические! А еще упражнения в воде — в основном на доверие к мужу: когда большие волны и ты боишься, что тебя захлестнет. Муж тебя поддерживает, и ты полностью ему доверяешься, понимаешь, что пусть там такая стихия бушует, но муж за тобой следит.

Другая клиентка вспоминает, как пела и во время схваток:

— У меня схватки были очень сильные, интенсивные, болезненные, длились около 13 часов. И все это время мы — я, мой муж и Злата — постоянно пели. И звук пения реально расслабляет, вводит в медитацию. Иногда я сбивалась, вскрикивала от боли, но тут слышала, как мой муж и Злата ровно поют. И подстраивалась, потому что звук пения ровный, тебе в нем комфортно, а взвизгивания от боли тебя вверх-вниз кидают, и ты еще острее чувствуешь боль.

Сама Злата Према настаивает на том, что роды — процесс семейный. Составляющие успеха в них — глубокие взаимоотношения, в первую очередь с собой, а потом со своим партнером и со своими родителями.

— Я общаюсь не только с беременной мамой, но и с «беременным» папой. И не только для того, чтобы передать им какие-то знания (сейчас все можно найти в Интернете), главное в подготовке к родам — это взаимоотношения в паре, взаимное доверие. Мы делаем упражнения, чтобы контакт в парах был максимальным.

По словам акушерки, ее задача — донести до женщин, что роды — это абсолютно естественный процесс, в котором они могут сами помочь себе и своему ребенку:

— Ну а техники — это дыхание, пение, потому что женщины всегда звучат в родах, такова наша физиология: шейка матки, шея, горло — очень связанные между собой органы. Насколько зажата шея, настолько зажата и шейка матки. Насколько сильно мы сжимаем зубы, настолько и наше влагалище напряжено. Женщине достаточно хорошо расслабиться в родах, чтобы почувствовать свою природу, отдаться ей и жить в ней. Та часть мозга, которая регулирует родовой процесс, — это древний мозг, его называют «мозг рептилии», и это полностью инстинктивные реакции: чем меньше в них вмешиваешься, тем мягче все проходит.

— Как и где проходят «потоковые» роды? Есть какой-то алгоритм, особые правила? Что это вообще такое — роды в потоке?

— Роды проходят всегда в доме у «беременной пары»: они заранее готовят «пространство любви», наполняют свой дом позитивной энергией. Большинство предпочитают рожать в специальный бассейн, их я выдаю. В большинстве случаев папы присутствуют на родах, хотя это, конечно, по желанию. Никаких специальных правил нет, кроме собственно подготовки к родам, которую надо осуществлять заранее. Обычно мне звонят с самого начала, когда роды только начинаются, и мы держим связь. После родов я остаюсь у пары еще какое-то время: осматриваю маму и малыша, налаживаю грудное вскармливание и быт новорожденного. А потом еще несколько дней хожу в эту семью на патронаж.

— И ради этого люди едут в такую даль?

— Едут ради родов, которые доставляют удовольствие, а не страдания. Женщина сама идет по своему родовому потоку, я настраиваю ее двигаться в родовом потоке, рожать, как ее тело просит и как ребенок продвигается. У большинства из нас есть главная плохая привычка: на любой дискомфорт реагировать напряжением. Как в животном мире: если тревога, то замри или беги. А в родах необходимо расслабляться, чтобы мышцы работали мягко, чтобы матка открывалась в нужном темпе, тогда это не будет болезненно. Ведь боль в родах — совсем не обязательный симптом! Если приобрести привычку реагировать на любой дискомфорт расслаблением, тогда роды будут проходить мягко, плавно. Я практикую голосовые медитации, «театр прикосновений» и технику мягкого гипноза. Если довериться родовому потоку, можно родить мягко, спокойно, благополучно и безболезненно.

По мнению акушерки, очень важны водные процедуры: в воде будущие роженицы могут расслабиться и убрать все зажимы из тела:

— Большинство страхов у беременных уходит именно при занятиях в океане. Мы ныряем, плаваем, прыгаем в волнах, делаем упражнения на задержку дыхания, чтобы малыш в родах переносил ее спокойно.

«В хорошей паре при токсикозе и папу тошнит»

Повитух на гоанском побережье несколько, но, учитывая наплыв клиентов, конкуренции между ними нет.

— В Гоа еще работает моя коллега из Екатеринбурга, — рассказывает Злата. — Курсы мы ведем совместно, но роды принимаем каждая по отдельности. «Беременные пары» знают нас обеих, но не смешивают, выбирают сердцем — кто-то ее, кто-то меня. Еще здесь есть акушерка из Германии, она появилась еще до моего приезда. Мы трое тут постоянно. Помимо того, некоторые акушерки приезжают только на зимний сезон.

Среди «беременных пар» есть как дауншифтеры, которые из года в год проводят российскую зиму в теплых уголках Юго-Восточной Азии, так и «родильные туристы» — те, кто приезжает специально, чтобы родить в Гоа.

— Вы никому не отказываете?

— Почему же, бывает. Причин для отказа может быть несколько. Состояние здоровья, если я понимаю, что женщине нужно рожать под медицинским наблюдением. Если между мной и «беременной парой» не возникает контакта, когда она по каким-то причинам не может мне доверять, лучше даже не начинать. Еще один повод отказать — употребление будущими родителями алкоголя и наркотиков.

— Будущего папу тоже при выборе оцениваете?

— А как же, «беременный» папа — это равноценная часть беременной пары. В хорошей паре при токсикозе у беременной мамы будущего папу тоже тошнит. Вообще роль отца в родах еще в 1930 году описал английский врач Грентли Дик-Рид в своей книге «Роды без страха». Но консервативная Англия не приняла его учение, ему пришлось переехать в США. Я полностью разделяю его позицию: зачинали вместе, растить планируете вместе, а рожать как? Мои «беременные» папы с удовольствием посещают курсы, им все очень нравится. Они успокаиваются, страшилки из телевизора в их головах рассеиваются. Ключевое: женщина в родах трудится, а любящий мужчина может ей эффективно помочь.

— А бывает такое, что уже в процессе родов вы видите, что без профессионального медицинского вмешательства не обойтись? Что тогда?

— И такое случается, это жизнь. Если женщина устала, чувствует, что не справляется, ей тяжело, то мы переезжаем в роддом, прямо в родовую палату. Конечно, если есть какая-то патология, о ней желательно узнать до родов. Обычно своим подопечным я рекомендую обязательно наблюдаться в местной больнице и пройти все базовые обследования. Есть небольшая прослойка клиентов, которых я люблю меньше всего. Это те, кто категорически не хочет идти в больницу, у них страх перед официальной медициной. Парадокс, но у таких роды как раз чаще всего и заканчиваются в больнице. Потому что «буду рожать дома, потому что боюсь идти в больницу» — плохая мотивация.

— А случается, что претензии предъявляют?

— Естественно, если что-то вдруг не так, человек тут же задается вопросом: кто виноват? Всякое бывало. Случались действительно серьезные ситуации, но при этом мы с этой «беременной парой» сохранили дружеские отношения. А бывало и наоборот: проблемы пустяковые, но отношения с парой оказывались испорчены. Я не устаю повторять: ответственность за выбор естественных родов лежит на маме и папе, а моя ответственность лишь в том, чтобы действовать профессионально. До определенного момента я считала, что не имею права отказывать парам, которые обращаются ко мне за помощью, так как в Гоа акушерок считаные единицы. Но теперь, когда клиентов стало очень много, приходится фильтровать. Сейчас я более внимательно отношусь к тем людям, за которых берусь. Бывает, что готовиться к родам не хотят, живут как перекати-поле. Таким я отказываю, но не только потому, что боюсь плохого результата, просто для меня важен целостный подход к естественным родам.

По мнению Златы, культуры родительства у нас сейчас просто не существует:

— Этому нигде не учат. Семьи стали маленькие, мамы сами выросли при отсутствии маленьких детей, не видели, ни как их рожать, ни как воспитывать. «Пересохла» эта культура, инстинкт задушен, знаний мало. Увы, передачи из поколения в поколение культуры родительства, материнства-отцовства у нас нет, в отличие от, скажем, той же Индии, где семейный уклад — важнейший из укладов.

Читайте также: Телескандал с дочерью Успенской разберет американский суд: «Опозорили на всю страну»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28187 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете: Роды в потоке

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру