Невыносимая тяжесть перекрестного субсидирования: что будет с тарифами за электроэнергию

Малый и средний бизнес субсидирует промышленных гигантов

Реформировать систему перекрестного субсидирования в электроэнергетике власти пытаются уже давно. Перекрестное субсидирование – это пережиток прошлого. Оно было введено в тяжелые 1990-е годы, чтобы снизить нагрузку на рядовых потребителей электроэнергии. Но, помимо населения, энергию потребляют крупные промышленные объекты, заводы, предприятия. Система перекрестного субсидирования вводила для них повышенный тариф, чем компенсировала сниженный тариф для населения. Однако со временем получилось так, что «повышенный» тариф для крупного бизнеса оказался выгоднее, так как он смог уйти от оплаты перекрёстного субсидирования. 

Малый и средний бизнес субсидирует промышленных гигантов

Теперь промышленные гиганты сопротивляются реформе, чем ухудшают положение малого и среднего бизнеса. В Министерстве энергетики разработали механизм дефференциации тарифов, предложение поддерживает и другое ключевое ведомство — Минэкономразвития. Тем не менее, у идеи сделать перекрестное субсидирование более справедливым нашлись противники.

У перекрестного субсидирования была и есть социальная миссия – облегчить нагрузку на тех, у кого нет многомиллионных оборотов прибыли, как у крупных предприятий. Потребителей энергии можно разделить на две группы: первая (население, малый и средний бизнес, бюджетники) получает электроэнергию из распределительных сетей, а вторая (крупные предприятия) – из магистральных, у которых в тарифах перекрёстка отсутствует. В последние годы увеличился перекос между тарифами распределительного и магистрального комплекса. Плата для подключенных к магистральным сетям потребителей стала минимальной. Таким образом, вся тяжесть перекрестного субсидирования упала на средний и малый бизнес.

Поэтому Министерство энергетики предложило изменить принцип распределения нагрузки перекрестного субсидирования. Механизм позволил бы с 2021 года повысить «магистральный» тариф и снизить затраты на получение электроэнергии малому и среднему бизнесу. В идеале, конечно, нужно стремиться к отмене перекрестного субсидирования, но это произойдет тогда, когда доходы населения существенно вырастут. Пока что Минэнерго хочет перераспределить нагрузку равномерно на всех потребителей – как на малые предприятия, так и на большие. Это справедливо: гиганты обычно ориентированы на экспорт, они могут получать дополнительную маржу за счет разницы курсов, они меньше зависят от внутреннего спроса, который падает, у них больше возможностей финансирования и привлечения инвестиций.

Тот факт, что сегодня малый и средний бизнес «несет на себе социальную нагрузку за низкие тарифы на электроэнергию для населения» подтверждают и в Министерстве экономического развития. «Низкий тариф побуждает крупный бизнес переключаться на сети Федеральной сетевой компании (магистральные - «МК»). В результате тарифы для МСП, машиностроения, сельхозпредприятий и социальной сферы постоянно растут», - приводит слова министра Максима Решетникова пресс-служба ведомства.

Поэтому в Минэкономразвития поддерживают предложение Минэнерго о дифференциации тарифов ФСК. Об этом Максим Решетников сообщил на своей странице в Instagram. «Нужно разработать справедливую модель тарифообразования, которая позволит снизить тарифы для сельхозпредприятий, машиностроения, социальной сферы, малого и среднего бизнеса без резкого их повышения для промышленных гигантов. Поддерживаю предложения, которые внесло на эту тему Минэнерго. Считаю, что следует установить переходный период, чтобы крупные игроки постепенно адаптировались к новым правилам», - написал министр и добавил, что тема тарифов на электроэнергию будет одним из приоритетов экономического блока правительства.

Однако с введением механизма дифференциации не спешат. В правительстве отложили решение вопроса о дифференциации тарифа, чтобы еще раз оценить последствия отмены для регионов. На этом настояла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Поскольку правила распределения перекрестного субсидирования четко не определены в законодательстве, регионы самостоятельно распределяют объемы «перекрестки» между уровнями напряжения в распределительных сетях. Обычно они рассчитывают тарифы так, чтобы нагрузка перекрестного субсидирования ложилась на более высокие уровни напряжения. При этом нередки случаи, когда крупное предприятие-получатель высокого напряжения подключается к магистральным сетям и снимает с себя социальную нагрузку перекрестного субсидирования. В итоге предприятия с аналогичным видом деятельности платят за электроэнергию совершенно разные суммы. Например, для «Себряковцемента» в Волгоградской области, подключенного к распределительным сетям территориальной сетевой организации (ТСО), тариф в 4,3 раза выше, чем для «Волгоградского металлургического завода», подключенного к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС).

Одним словом, проблему нужно решать. На электросетевой комплекс возложена большая социальная нагрузка по части перекрестного субсидирования. При этом сетевому комплексу нужно модернизироваться, внедрять программы по цифровизации и интеллектуальному учету электроэнергии, обеспечивать показатели рейтинга Doing business. Поэтому и подход к решению проблем должен быть системным, где введение справедливой дифференциации тарифов происходит вместе с внедрением новой методики расчета стоимости услуг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру