Действия по решению проблемы «домов на трубе» выявили болезни властей

Пандемия беззакония оказалась страшнее

Критерий успеха работы правительства не в том, насколько важные проблемы оно решает, а в том, чтобы это не были все те же проблемы, которые оно решало еще в прошлом (позапрошлом и т.д.) году. Наша власть проявила абсолютное бессилие (неумение, нежелание) в решении актуальнейшей проблемы — обеспечении безопасности населения в ситуации соседства домов людей и магистральных трубопроводов. Миллионы граждан нашей страны стали заложниками этих обстоятельств.

На минувшей неделе в Совете Федерации представитель Комитета по экономической политике Юрий Важенин провел парламентские слушания на данную острую тему. В число участников был приглашен и наш корреспондент.

Пандемия беззакония оказалась страшнее

Заставить владельцев трубы раскошелиться

Многие на слушаниях испытали стойкое ощущение дежавю: ровно год назад здесь же и практически в том же составе обсуждались те же вопросы. За круглым столом сидели сенаторы, представители Госдумы, Генпрокуратуры, Верховного суда, Общественной палаты, Ростехнадзора, Росреестра, Минэнерго, МЧС, нефтегазовых компаний, власти регионов.

Сенатор Юрий Важенин недоумевал и констатировал: «Совет Федерации, Дума просто завалены обращениями граждан. Вопрос на протяжении многих лет не решается, судебные органы, прокуратура не могут принять исчерпывающих решений. Я сам из Ханты-Мансийского края. Если сейчас здесь тупо выполнить все нормативы нефтегазовых компаний, то как минимум полгорода Нефтеюганска, часть Когалыма надо снести, закрыть аэропорты Сургута и Когалыма. Такая же картина наблюдается абсолютно во всех регионах. Хотя мы проводим уже 3-е мероприятие по этому вопросу, я не спрашиваю, почему не выполняются рекомендации СФ. Но хочу знать, почему длительное время не выполняются поручения президента?! Вы представители правительства! Глава государства летом 2017 г. дал вам четкое указание определить количество пострадавших граждан, а также граждан, в отношении которых были поданы иски о сносе или получены судебные решения, в том числе исполненные. Нет этих данных! Мы до сих пор не знаем масштаб бедствия! Пока известно, что это полтора миллиона строений, но полной ясности нет! Вы же исполнительная власть! Вы не выполнили того, что поручил президент. Никто за это не получил по голове. Ситуация ненормальная!»

В первую очередь претензии сенатора относились к представителю Минэнерго РФ — замминистра Анатолию Тихонову. Напомню, этому ведомству еще в 2018 г. правительство поручило готовить Положения о зонах. Эти нововведения в законодательство должны определить механизм установки ограничений прав на землю в охранных зонах (ОЗ) и зонах минимальных расстояний (ЗМР) магистральных трубопроводов (МТ). То есть однозначно разрешить конфликт между людьми и монополиями.

Замминистра энергетики критику принял и отчитался в том, что проекты постановлений несколько раз обсуждались. От субъектов РФ и компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Минэнерго получило более 200 предложений, в том числе взаимоисключающих! А после доработки больше всего замечаний поступило от «Газпрома» и «Транснефти».

Сенатор Юрий Важенин мгновенно отреагировал: «Вы не сможете снять все замечания, потому что интересы граждан и владельцев трубы не совпадают. Но на то вы и власть, чтобы употребить ее! Я много лет работал в «Газпроме». Если нужно увеличить расстояния, ради бога, увеличивайте! Но платите за это! Вдумайтесь: размер зон отчуждения, где нельзя строиться, соизмерим навскидку с территорией Германии (!). Соберите владельцев трубопроводов, экспертов, обсудите этот вопрос. Или мне обращения граждан вам отправлять?! Последние гроши, душу человек вложил в строение. Он не представляет, как жить дальше без него. А если эти расстояния из пальца высосаны? Давайте по-человечески относиться к нашим людям. Сейчас никто ни за что не отвечает. Пока мы не мотивируем владельцев трубы расплачиваться рублем за зоны отчуждения, воз будет и ныне там, проблема не решится». Законы начинают работать, когда предприятия наказывают штрафами.

Замминистра энергетики пообещал закончить работу по зонам в течение месяца. Похоже, клизма от сенатора придала значительное ускорение процессу. То, что не сделали за два года, собираются порешать за месяц. Но какие бы красивые и правильные слова ни звучали в СФ, судить придется по делам. А судя по всему, затягивание решения проблемы было преднамеренным и больно ударило по людям. Когда на грабли наступают политики, шишки достаются народу.

Напомню, чтобы исправить свой «косяк» по преждевременному внесению непроверенных сведений о ЗМР в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), Росреестр спешно эти данные убрал. Процедура их занесения сейчас прописана в законе: уполномоченный органа государственной власти определяет установку ЗМР от трубы. Только тогда эта зона будет установлена и официально внесена в ЕГРН. Только после этой процедуры зарегистрируют ограничения. За них полагается компенсация.

Но затягивание проблемы создало нефтегазовым предприятиям благоприятную почву для махинаций. В них приняла участие и судебная власть. Регистратор не проверял достоверность данных. Чтобы вернуть недостоверные сведения о ЗМР в ЕГРН, монополии подали в арбитраж иски о незаконных действиях Кадастровой платы по исключению сведений об этих зонах. Очевидно, это сделали с единственной целью — не платить людям компенсации. По мнению монополистов, которое поддержали суды, зоны были установлены до принятия законодательства о ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории). Иски суды удовлетворили. Именно отсутствие до сих пор утвержденных правительством Положений о зонах привело к такой ситуации.

Фото: monolit_nso.ru

Коронавирус правосудия

По всей стране в основу судебных исков к гражданам легло в том числе нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов (версия 1992 г.). Однако на личном приеме у представителя Минюста РФ вместе с правозащитником Виктором Савушкиным мы выяснили, что вышеуказанные правила в ведомстве не регистрировались, официально не публиковались. Уж если Минюст РФ не имеет официального текста Правил охраны МТ, то откуда их взять обычному гражданину? Как соблюдать то, о чем тебе неизвестно?! Согласно Конституции РФ, ч. 3 ст. 15, любые законодательные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не применяются, если не опубликованы официально.

На вопрос «почему?» Конституционный суд РФ в определении от 6.10.2015 г. №2318-О ссылается на правила как действующую норму, но при этом в картотеке арбитражных дел мы нашли судебные акты, абсолютно противоречащие позиции КС РФ. В делах №А59-3970/2015, №А59-5102/2012А суд установил, что применение Правил охраны МТ не основано на нормах действующего законодательства. Используя этот аргумент, монополии процессы выиграли. Но! Когда к ответственности за нарушение этих же правил привлекают граждан, судьи, как фокусники в цирке, меняют свою позицию и и привлекают простых россиян к ответственности. А как же ст. 19 Конституции РФ? Перед законом не все равны? Кто несет ответственность за этот бардак?! На вопрос, почему определения КС РФ противоречат Конституции РФ, ответа нет.

— Это позорные факты для правосудия страны. В судах людей обязывают сносить дома за нарушение недействующих правил! — говорит Виктор Савушкин.

Тайна аномальных зон вдоль магистральных труб

В зонах возле магистральной трубы законы РФ работать перестают. Вплоть до 2015–2017 гг.

ни охранных зон, ни зон минимального расстояния (ОЗ и ЗМР) не было в ЕГРН. Но это не мешало судам с 2010 г. ссылаться в решениях на эти зоны-призраки, где якобы действуют особые условия использования территории. Ст. 285.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное внесение должностным лицом в ЕГРН заведомо недостоверных сведений. В частности, сведения о ЗМР магистральных трубопроводов, расположенных на территории Московской области, внесли в ЕГРН по заявлению «дочки» «Газпрома» — ООО «Газпром трансгаз Москва» в 2015 и 2017 гг. Их особенность: сами МТ полностью не прошли кадастровый учет. То есть номера им присвоены, права зарегистрированы, но координат труб в ЕГРН нет. Поэтому Кадастровая палата (КП) не может проверить достоверность расположения трубы и, как следствие, достоверность координат ЗМР.

Когда в августе 2018 г. поправили законы, необходимо было проверить не только правовое основание внесения спорных сведений, но и фактическое существование и местонахождение трубы.

Но пока правительство «тянуло кота за одно место», разрабатывая Положения о зонах, этой неприличной паузой воспользовались «дочки» «Газпрома». Они засыпали арбитражные суды страны исками об оспаривании действий органов регистрации по исключению из ЕГРН сведений о ЗМР. Такие иски арбитражные суды удовлетворяют, и теперь именно по решению суда непроверенные сведения опять возвращаются в ЕГРН. Внесение опять недостоверных сведений влияет на судьбы миллионов людей. К примеру, в государственный кадастр в Серпуховском районе занесена зона от газораспределительной станции-призрака, о которой мы уже писали (см. «МК» №27818 от 25.10.2018 г.). Согласитесь, в этой истории теперь и служители Фемиды рискуют по закону оказаться уголовниками.

Одновременно горько и отрадно, что граждан, не нашедших поддержки в спорах с монополиями на российской земле, защитили в ЕСПЧ. 11 февраля 2020 года ЕСПЧ принял решение по жалобе жителя Подмосковья Станислава Байкина. Суд признал, что РФ нарушила права человека на собственность, когда национальные суды приняли решение о сносе жилого дома возле нефтепродуктопровода в Раменском районе.

Правила игры

На парламентских слушаниях Юрий Важенин вспомнил о высоком КПД работы Общественной палаты в 2017 г. по архиважному для людей вопросу. После «круглого стола» в ОП РФ в апреле 2017 г. правительство заработало! Была создана рабочая группа, объявлен мораторий на подачу исков о сносе. Уже через 2 месяца в решение проблемы вмешался президент. Но до сих пор за целых полтора года СФ не удалось добиться подобного результата. И пока заседают сенаторы, люди отчаянно сражаются в судах. Стены в храмах Фемиды пропитаны людской болью и безысходностью, но ВС РФ до сих пор не собрал пленум, чтобы разрешить противоречия толкования законодательства. А как мы убедились, затягивание ситуации привело к абсолютной правовой вакханалии.

Однако можно предположить, в чем был тогдашний успех работы ОП РФ. Для подготовки к знаковому апрельскому «круглому столу» на тот момент зам. секретаря ОП РФ Александр Музыкантский привлек к работе граждан. Мы собирались у него в кабинете не один десяток раз. Он слушал мнение юристов, защищавших людей в судах, вникал в существо судебных дел по конкретным случаям, собирал статистику, привлек к выступлению активистов от многих регионов. Увы, сегодня, уже в обновленном составе, ОП РФ лишь регистрирует количество писем и дает на них ответы. «Приходят тысячи писем, мы уже не знаем, что с этим делать», — заявил на слушаниях Петр Орлов. Но сегодня в ОП РФ граждан уже не приглашают для работы над проблемой.

И на контрасте я приведу пример. На слушаниях замминистра энергетики Анатолий Тихонов сказал, что ближайшее время проведет окончательное согласительное совещание и внесет документ с таблицей разногласий на рассмотрение в правительство. Минэнерго планирует в течение месяца завершить работу над проектом постановления по зонам. Он подчеркнул, что находится в постоянном контакте с нефтегазовыми организациями. Но почему Минэнерго ни слова не сказало о взаимодействии с гражданами?! Потому что ему не интересно их мнение? И что это за согласительное совещание, куда не приглашают представителей общественности, юристов? Ведь именно от содержания Положений о зонах будет зависеть судьба миллионов граждан. С кем будут согласовывать ближайшее будущее этих людей и почему это обсуждение не обнародовать?!

На кону стоят сотни миллиардов рублей, за зоны отчуждения монополии обязаны платить! Но кто станет в этой игре ключевым игроком? Какие у нее будут правила?

Ответы на эти вопросы зависят от жесткой и требовательной позиции Правительства РФ к монополиям. Ведь по сути работу Федеральных энергетических систем страны должно контролировать государство и диктовать свои условия владельцам магистралей. Нельзя давать возможность предприятиям нефтегазового комплекса выкачивать и высасывать из трубы прибыль, чтобы жировать на ней самим, не вкладывая в модернизацию и безопасность ни копейки, пока труба не превратится в труху. Нельзя допускать, чтобы нефтегазовые компании резвились на миллионах гектаров земель отчуждения и не платили бы за это. А еще лучше — обнулить ситуацию и вернуть ее в то время, когда все энергетические коммуникации принадлежали государству. В сущности, даже сама идея обнуления срока президентства при сегодняшнем положении дел вполне себе неплохая. В этом случае у президента появится возможность узнать, наконец, сколько у нас пострадавших граждан (их число пока растет), оставили ли их в покое и безопасности, и, конечно, повлиять на ситуацию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28221 от 20 марта 2020

Заголовок в газете: «Дома на трубе»: пандемия власти?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру