«Чем ближе к Берлину, тем больше похоже на Подмосковье»

Письма с фронта

22 апреля в 15 часов началось последнее военное совещание у Гитлера. На нем фюреру наконец-то решились доложить: никто и ничто не в силах спасти осажденную столицу рейха. Реакция была бурной: фюрер разразился угрозами в адрес «предателей», потом рухнул на стул и простонал: «Все кончено… война проиграна...». Было решено полностью прекратить сопротивление англо-американским войскам и бросить все силы против Красной армии. Всех военных, способных держать оружие, надлежало направить в Берлин.

Письма с фронта
Супруги Эррио с советскими танкистами.

В сводке Совинформбюро впервые подробно рассказывалось о боях за столицу Германии: «На Берлинском направлении наши войска вели ожесточенные бои с упорно сопротивляющимся противником... Наши танки и пехота, наступающие с северо-востока… ворвались в пригород Вейсензее».

Именно здесь сделает первую остановку на пути из Варшавы в Берлин спецкор «Красной Звезды» Василий Гроссман, выехавший на «Виллисе» из Москвы 20 апреля. В записной книжке писателя (в ней, как и в сводке Совинформбюро, название нынешнего района столицы Германии Вайсензее указано неточно) находим неожиданное наблюдение: «Чем ближе к Берлину, тем больше похоже на Подмосковье. Вайсзее — городской район. Останавливаю машину. Столичные гамены (вариант имени Гаврош, героя романа В.Гюго. — И.А.), смелые, нахальные, выпрашивают шоколад, лезут в карту, лежавшую у меня на коленях».

В сводке Совинформбюро, сообщавшей, что «противник несет огромные потери», назывались имена нескольких летчиков, отличившихся в небе над Берлином. Среди них назван и лейтенант Бродский, который «врезался в строй немецких самолетов и сбил один Фокке-Вульф-190. На Бродского набросилось 6 истребителей противника. Умелым маневром лейтенант скрылся за облаками, а потом, неожиданно выйдя из-за облаков, сбил еще один вражеский самолет».

26-летний киевлянин Николай Артурович Бродский в РККА служил с 1938 г. На фронте с первых дней войны. Провел 143 боевых вылета, сбил 11 самолетов противника. Среди боевых наград — три ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 2-й степени. Именно за свой бой над Берлином и получил командир звена 233-го истребительного авиационного Минского полка 6-го истребительного авиационного корпуса свою последнюю боевую награду:

Из наградного листа на командира звена старшего лейтенанта Бродского Н.А от 13 мая 1945г.:

«В Отечественной войне участвует с 22.06.1941 г. За этот период времени проявил себя мужественным, отважным летчиком-истребителем. За произведенные 94 успешных боевых взлета и 6 сбитых самолетов противника награжден двумя орденами «Красное Знамя». После последнего награждения лейтенант БРОДСКИЙ произвел еще 49 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение ИЛ-2 — 32 вылета, при этом штурмовики не имели потерь, на свободную охоту на противника — 7 вылетов. Провел 12 воздушных боев, в которых лично сбил 5 самолетов противника. Воздушные бои проводит грамотно, вступает в бой с превосходящими силами противника, откуда выходит победителем. Так, например, 18.04.1945 года, вылетая в составе 8 ЯК-3 на сопровождение ИЛ-2 в район КЛОСТЕРДОРФ. При подходе к цели встретили до 30 ФВ-190, с которыми завязали воздушный бой, в результате которого лейтенант БРОДСКИЙ сбил 2 ФВ-190, несмотря на то, что по численности противник имел преимущество.

Дисциплинированный, звеном руководит хорошо, в результате чего в звене нет случаев нарушения воинской дисциплины. За произведенные 49 успешных боевых вылетов, за лично сбитые 5 самолетов противника достоин представления к Правительственной награде ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»

По другим данным, на счету Н.А.Бродского — 125 боевых вылетов, 14 лично сбитых самолетов и 2 совместно с другими летчиками.

Закономерен вопрос: почему же Бродский не получил звание Героя Советского Союза? Ведь критериями присвоения этого звания в конце войны были не менее 80 боевых вылетов или 15 сбитых самолетов врага. Ответ на этот вопрос дает его личное дело. 21 августа 1944 года Бродский «был осужден Военным Трибуналом 16-й воздушной армии к 7 годам лишения свободы в ИТЛ с отсрочкой до окончания военных действий». Причина приговора не указана, зато далее в документе говорилось, что «в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенант Бродский показал преданность своей родине, в результате чего 26.03.1945 года судимость была снята»…

22 апреля вошло в историю Второй мировой войны и холокоста благодаря освобождению концлагеря Заксенхаузен. На следующий день Совинформбюро сообщит, что войсками 1-го Белорусского фронта накануне освобожден г. ОРАНИЕНБУРГ. На его окраине и находился один из самых известных концлагерей, созданных в нацистской Германии. В числе многих известных узников Заксенхаузена был бывший (и будущий, после войны) премьер-министр Франции Эдуар Эррио (1872–1957) с супругой. Именно его правительство в 1924 г. установило дипотношения с СССР. В 1942 г. Эррио был арестован «за подрывную деятельность» в связи с протестом по поводу отмены конституционных свобод, а в 1944 г. депортирован в Германию. О его освобождении командующий 4-й гвардейской танковой армии генерал Д.Д.Лелюшенко вспоминал: «Освободила Эдуара Эррио 2-я рота автоматчиков из 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады под командованием лейтенанта Витольда Станиславовича Езерского. Рота автоматчиков приняла бой, перебила охрану».

Сегодня фотография супругов Эррио с советскими танкистами хранится в Государственном историческом музее Южного Урала в г. Челябинске. Справа — командир 63-й гвардейской танковой бригады М.Г.Фомичев.

Публикацию подготовил сопредседатель Центра «Холокост»,

профессор РГГУ Илья Альтман

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру