История пропаганды: как немцы сдавались в плен, начитавшись советских листовок

Фашисты раз за разом проигрывали и «идеологические сражения»

У Великой Победы всегда много авторов. Кто-то считает, что решающий вклад в разгром фашистов внесла боевая авиация – «сталинские соколы». Кто-то голосует за танковые войска, легендарные Т-34. Ну, а кто-то уверен, что залог победы кроется в агитационной работе идеологов той поры. Которая открывала глаза вражеским солдатам благодаря советским листовкам в их окопы.

«МК» проследил историю схватки на «листовках» в период Великой Отечественной войны.

Фашисты раз за разом проигрывали и «идеологические сражения»

Но первая советская военная листовка, предназначенная для деморализации войск противника, появилась не в июне 1941 года, как можно было бы ожидать, а в 1938-39 г.г., когда Красная Армия билась с японцами на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Естественно, она была на японском языке и говорила вражеским солдатам правду и о японском милитаризме, и о том, что генералы просто их используют как пушечное мясо. «Война нужна только генералам и богачам!»

В те далекие годы идея разложить противника изнутри родилась после того, как в распоряжении наших боевых частей оказался агитпоезд 1-й отдельной Краснознаменной дивизии. Где имелась своя маленькая типография и шрифты на японском, китайском и корейском языках.

Впрочем, современники признавались, что эффект от той пропаганды был совсем низкий. Что называется, первый блин пошел комом. Имелись определенные трудности с составлением текстов. Да и с переводами на японский язык - тоже, согласитесь, не самые простые в мире иероглифы.

В общем, получалось так, что листовки в тыл врага доставлялись с большим опозданием, часто уже после того, как сражение, к которому готовились красноармейцы, состоялось. Из 60 тысяч японских солдат на реке Халхин-Гол пленить удалось только 90, и из них всего четверо сдались в плен добровольно, поверив большевистской пропаганде.

В дальнейшем идеологическое мастерство оттачивалось на финском фронте 1939-40 г.г. Но также без особого результата. В те годы считалось, что играть нужно на классовых противоречиях простых солдат и их командиров, представителей буржуазного сословия. Тогда как в той же Финляндии не было резких различий между богатыми и бедными.

27 июня 1941 года, спустя пять дней после начала Великой Отечественной войны, была составлена первая советская листовка «К немецким солдатам!» Она призывала солдат Вермахта кончать бессмысленную войну и переходить на сторону Красной армии. Два дня ранее в Москве было организовано Советское бюро военно-политической пропаганды, под эгидой которого в грозные военные годы и печатались все агитационные материалы.

Из них 80 % в стан врага доставлялись с помощью военной авиации, остальное количество распространяли партизанские отряды, подпольщики, в войсках использовались и специальные артиллеристские средства, которые поливали немецкие окопы не металлом и шрапнелью, а листовками. В открытых источниках сообщается, что в первый год войны на головы немецких солдат обрушилось более 650 млн. листовок! Они призывали гитлеровцев «очнуться», начать «бороться за общее правое дело». В общем, повторялась история со сражениями на Халхин-Голе и на финском фронте.

Без учета реальных настроений в армии противника.

Первый год войны показал, что авторы листовок неправильно расставляли акценты. Они взывали к классовой сознательности немецкого народа, одурманенного фашистской пропагандой, к солидарности пролетариев всех стран. И хотя сеяли сильные сомнения, что третий Рейх «в считанные дни завершит Восточный поход», немцы не велись на такие уловки.

С чего бы это? Как им было не доверять своему фюреру, если он уже завоевал почти всю Европу, разрешил своим солдатам совершать любые преступления ради фатерлянда, а после победоносного окончания войны обещал каждому Гансу землю на оккупированной территории?

Тут голыми призывами не возьмешь.

Вскоре героическая Красная Армия поняла, как нужно готовить листовки: когда в декабре 41-го начала контрнаступление от стен Москвы и стала один за другим освобождать советские города.

Текстом ультиматумов и призывами массово сдаваться, подписанными маршалами Красной Армии и командующими фронтами.

Им, советским военачальникам, немецкий зольдатен доверял больше. Первые случаи организованной сдачи в плен вражеских взводов, рот и целых батальонов начались уже в марте 1942 года.

Правда, солдаты, находясь в плену, недоумевали, почему Красная Армия называет всех немцев фашистами. Ведь фашисты – это Италия, Муссолини и его клика. А они, немцы, национал-социалисты.

Наверное, в лагерях им не спешили объяснять, что гитлеровский «социализм» не имеет ничего общего со светлым образом советского социализма. И только его дискредитирует.

Само собой, не дремали и геббелевские идеологи. Составлением листовок занималось министерство народного просвещения и пропаганды. В нем работали около 2000 сотрудников. Их главной задачей было с помощью слова, с одной стороны, создать в рядах красноармейцев пораженческие настроения, панику. А с другой - позитивные представления о плене. Многие печатные материалы снабжались специальным пропуском в немецкий плен. Где тебе никто не будет докучать моралью строгой, запоминанием норм кодекса строителя коммунизма. И где каждому добровольно сдавшемуся на милость победителя обеспечено и чистое постельное белье, и питание по нормам немецких солдат.

Везде и во всем фашистская пропаганда подчеркивала, что их армия идет не с войной на СССР, а с освободительной миссией «от коммунистов и жидов». Антисемитская тема постоянно присутствовала в любой «информационной» немецкой бомбе.

Принято считать, что германские идеологи не особенно старались первенствовать в идеологических сражениях по той причине, что исходили из принципа «мы все равно победим». По мнению специалистов, стиль немецких листовок отличался грубостью и циничной бравадой. Например, «Сталинград возьмем бомбежкой, в Астрахань войдем с гармошкой!» У немцев было предписание: «обычные люди гораздо примитивнее, чем мы воображаем. Пропаганда должна быть простой и без конца повторяющейся».

Но встречались и смешные моменты. Так, на одной из листовок изображался удирающий от немецких танков коммунист. Его спрашивают земляки: куда бежишь? «Куда глаза глядят», - отвечает он. «Но зачем, ведь победа будет за нами!» «Вот именно, всегда за нами, на броне немецких танков!»- отвечает он.

А вообще, войну не на жизнь, а на смерть 1941-45 г.г. выиграл героический советский народ. В том числе и каждый род войск, включая авторов листовок. Хоть и с опозданием, но кричали немцы: «Гитлер – капут!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру