Напомним, что первый случай коронавируса в Турции был зафиксирован менее двух месяцев назад – 11 марта в Стамбуле. Число заболевших в Турции увеличивалось по знакомой кривой: чуть замедленный старт с быстрым выходом к экспоненту, далее линейный участок, который, при условии эффективности принимаемых мер, переходит в пологую линию и спад.
Официальная статистика в Турции свидетельствует в пользу того, что пик инфекции пройден: число заболевших, которое в апреле колебалось в диапазоне от 4 до 5 тыс. в сутки, все последние дни находится в коридоре от 1,5 до 2 тыс. человек.
Заболевшие «поменялись местами» с выздоравливающими: число выписавшихся из больницы, составляющее 1,5 – 2 тыс. человек в сутки в апреле, к началу мая, возросло до уровня в 4 - 5 тыс. человек.
В общей сложности, число выздоровевших в Турции, по состоянию на начало мая, достигло половины заболевших – 68 тыс. из 128 тысяч человек (полная статистика по коронавирусу и текущая ситуация публикуются на авторском Telegram-канале «Турция – это…»).
Если пару недель назад высказывания президента Эрдогана о том, что «коронавирус в Турции поставлен под контроль и вот-вот будет побежден» вызывали недоверие, то теперь, напротив, в стране постепенно нарастает атмосфера положительных ожиданий.
Турецкое руководство, надо отдать ему должное, с самого начала не «кошмарило», ну или «почти не…», народ ни своими резкими телодвижениями, ни своими заявлениями. При этом, заметим, введя достаточно жесткие меры, включающие полную остановку социальной жизни, закрытие международного сообщения, остановку междугороднего сообщения в 31-й провинции страны, запрет покидать жилище для лиц старше 65 лет и младше 20 лет, полные карантины «выходного дня» для всей страны.
Однако, хорошо делающая свое дело система здравоохранения и постоянная разъяснительная работа турецкой власти перед населением дала свои плоды: невзирая на отдельные ошибки, ей удалось избежать эскалации напряженности в эмоциональном и даже взрывоопасном турецком обществе. А 4 мая, после заседания Кабинета министров, президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил свои «майские указы», предполагающие начало поэтапного процесса возвращения страны к нормальной жизни.
В частности, для двух групп риска, лиц младше 20 лет и старше 65 лет, разрешается выход на улицу с 11.00 до 15.00 для ежедневных прогулок. А с 10 мая - для лиц старше 65 лет, с 13 мая - до 14 лет, с 15 мая - от 15 до 20 лет.
Снимаются ограничения для междугородних поездок в 7 крупных провинциях страны из 31, разблокируя, таким образом, сплошной «эгейско-средиземноморский пояс»: Айдын – Мугла - Анталья - Мерсин. Три других провинции – это Эрзурум, Хатай и Малатья.
Уже с 11 мая будут открыты торговые центры и салоны красоты. За ними должны последовать рестораны и гостиницы. Для всех социальных точек почти готовы новые «антивирусные» регламенты работы с процедурой соответствующей сертификации.
Свою генеральную цель турецкое руководство не скрывает: к празднику Ураза-байрам, который, в этом году, отмечается с 24 по 26 мая, запустить внутренний туризм и, тем самым, по крайней мере, поддержать индустрию гостеприимства страны, рассчитанную на сотни миллионов гостей – местных и зарубежных.
Дальнейший план предусматривает открытие уже международного сообщения. Об этом в прямом эфире еженедельной программы «Турецкий Stream» автору рассказал глава Федерации отельеров Турции (TÜROFED) г-н Сурури Чорабатыр.
По его словам, в приоритете для Турции – открытие российского и восточноевропейского направления, за ним последуют Азия и Европа. Разумеется, во всех этих планах присутствует оговорка «если все пойдет по плану…» и понимание того, что для открытия, допустим, российского въездного туризма в Турцию нужна не только готовность принимающей страны, но и отправляющей – то есть, России. Что, впрочем, не мешает турецким отельерам озвучивать свое стремление к тому, чтобы Турция приступила к постепенному и выборочному открытию международного сообщения уже с середины этого года.
Заметно, что турецкий президент, обнародовавший свои «майские указы», чуть торопится, стремясь не только поддержать экономику страны, но и сыграть на опережение.
Ведь то государство, которое умудрится запустить экономический маховик первым, получит конкурентное преимущество – и для своих экспортёров, и для своей индустрии гостеприимства, когда многие соперники – в незавидном положении.
Хотя турки и не произносят на публике рядом слов «кризис» и «возможность», считая это неуместным, но и игнорировать то, что Южная Европа, которую Турция рассматривает в качестве своего главного туристического конкурента, - в кризисе, они, очевидно, не будут, рассчитывая получить себе больше визитеров, в том числе, из нашей страны.
Но самое главное, что быстро прошедшая трудный отрезок истории страна получит шанс на то, чтобы, в качестве «державы-победительницы», непосредственным образом участвовать в формировании так называемой «новой нормальности» и определить удобные для себя правила игры. Удастся ли Турции её замысел – покажет уже ближайшее время, но заявку президент Эрдоган своими «майскими указами» оформил…