Михаила Ефремова могут обязать к воздержанию от супружеского долга

Мнение священника: следует ли налагать на актера епитимью

Самый тяжкий груз на совести человека - убийство. Даже непреднамеренное. Теперь артисту Ефремову до конца дней своих жить с этим грузом. Но как? И может ли в данном случае кроме суда гражданского вынести свой приговор ему еще и суд духовный? Об этом мы спросили у священника.

Мнение священника: следует ли налагать на актера епитимью

За преступлением должно последовать наказание, а для настоящего человека – еще и искупление. Искупление своей вины перед Богом и людьми.

Но, если смотреть на произошедшую вечером 8 июня трагедию с позиций церковных, как может осуществляться наказание верующего человека? И как искупить свою страшную вину Михаилу Ефремову, нарушившему одну из главнейших христианских заповедей: не убий? А он ведь вот именно что убил, - садясь в пьяном виде за руль машины, стал настоящим убийцей.

В церковной практике существует такой вид борьбы с грехами, как епитимья (от греческого слова «епетимиа» - наказание, кара). Священник во время исповеди, узнав от кающегося о каком-либо очень серьезном прегрешении, может наложить на него епитимью – обязать к выполнению в быту, в исполнении церковных правил определенных действий, или, наоборот, запретить какие-то действия.

Более подробно об этом, применительно к ситуации с Михаилом Ефремовым, мы попросили рассказать отца Владимира, священника храма Всех Святых в Никольском.

- Какие конкретно условия могут быть поставлены священником при наложении епитеимьи?

- Вот что написал по этому поводу Святитель Иннокентий (Херсонский): «Епитимию составляют различные подвиги и лишения, кои возлагаются на кающихся от духовного отца, при исповеди. Таковы различные виды пощения, покаянные поклоны, урочное чтение различных молитв, посещение святых мест, известного рода милостыни и пожертвования на храмы Божии и в пользу бедных, и тому подобные дела любви и самоотвержения».

То есть человек должен в течение какого-то времени соблюдать пост или же каждодневно читать определенные молитвы, акафисты. В качестве епитимьи может также налагаться требование совершать во время богослужения назначенного священником количества поясных или земных поклонов. Еще один вариант – обязать серьезно согрешившего воздерживаться в течение данного срока от выполнения супружеского долга. Ну а самое серьезное ограничение, которое может духовник применить к кающемуся, это запрет на причащение.

- Каков срок епитимьи?

- Как правило, назначается не более чем сорокадневный период. Хотя за очень тяжелый грех – убийство, например, - то же отлучение от Евхаристии может распространяться на более длительный срок. Известно, что в старину убийц отлучали от причастия на 25 лет. Сейчас, конечно, требования гораздо мягче.

- По сути своей епитимья это церковное наказание, такие специфические исправительные работы. Ее следует налагать при любом мало-мальски значимом прегрешении?

- Все-таки слово "наказание" в данном случае применять не совсем правильно. Лучше сказать так: это особое послушание, способное излечить душу серьезно оступившегося грешника. Подчеркиваю: именно серьезно оступившегося, совершившего серьезный проступок против заповедей Христовых. Православие понимает епитимью, как лекарство для согрешившего, как средство, при помощи которого человек, осознает свою неправоту перед Богом и его заповедями и доказывает конкретными поступками свое раскаяние.

Священнику важно «не перегнуть палку», - не переусердствовать в назначении конкретных требований на период епитимьи. Иначе согрешивший, будучи не в силах выполнить такой «урок», может впасть в еще большее уныние и даже отчаяться, а то и вовсе отойти от веры. Если батюшка видит, что человек искренне переживает за случившееся с ним, раскаивается и скорбит о содеянном грехе, налагать на него епитимью вовсе не обязательно.

И еще один очень важный момент. Епитимья это вовсе не механическое «отбытие наказания», не индульгенция на отпущение греха. Даже выполнив все, что потребовал от него священник при наложении епитимьи, человек не должен заблуждаться: мол, отныне моей прежней вины больше нет. Забывать произошедшее ему нельзя. Бог прощает прегрешение лишь тем, кто искренне, глубоко раскаивается и готов изменить образ своей жизни так, чтобы впредь не допускать ничего подобного.

- Если говорить конкретно об актере Ефремове - следует ли на его наложить епитимью после случившегося страшного происшествия?

- Это должен решать его духовник. Еще раз повторю: если человек и так глубоко переживает, искренне и глубоко раскаивается в содеянном, наложение епитимьи совсем не обязательно. Ведь в данном случае сам грешник прилагает все усилия, чтобы как-то искупить свою виду перед Богом и людьми.

Очень правильно подобная ситуация показана в фильме «Остров». Там главный герой, виня себя в убийстве, в корне изменил свою жизнь и все последующие годы провел, не забывая каяться и стараясь вести себя по заповедям Христовым.

- В ситуации, подобной нынешней ефремовской трагедии, возникает вопрос, скажем так, морально-материальный. Как, с точки зрения церкви, правильнее поступать близким погибшего человека? Всеми силами добиваться максимально сурового наказания артисту? Или попытаться простить его, в случае выплаты соответствующей компенсации?

- Пожалуй, не смогу дать однозначного ответа. С одной стороны, в христианстве превалирует принцип всепрощения. Множество высказываний на сей счет самого Спасителя можно найти в Евангелии. Но, с другой стороны, полностью «амнистировать» артиста тоже было бы не правильно, - ведь тем самым будет дан сигнал ему и другим подобным людям: можно садиться пьяными за руль, можно нарушать установленные правила. А это неминуемо приведет к новым жертвам на дорогах. Это слишком высокая цена за подобную одноразовую гуманность.

Однако вместе с тем близким погибшего ни в коем случае не следует подогревать в душах своих чувство мстительности по отношению к Михаилу Ефремову. Так они сами становятся грешниками.

А что касается материальной компенсации семье умершего… Для самого Ефремова такой шаг был бы абсолютно естественен. Но при этом, конечно, недопустимо полагать чисто «технический» расчет: вот вам столько-то миллионов, и тема закрыта, я никого не убивал! Тяжкий крест переживаний по поводу случившейся трагедии Михаилу придется нести до конца дней своих.

Наверное, и родственникам погибшего водителя правильно будет принять такую денежную помощь от виновника аварии, – если, конечно, он им ее предложит. Не говоря уже о материальных проблемах, которые могут возникнуть после потери главного кормильца в семье, такое лояльное отношение к Ефремову будет выглядеть по-христиански: они дадут возможность человеку принести деятельное покаяние, хотя бы отчасти тем самым облегчив себе душу.

- Но кто-то наверняка увидит здесь «аморалку». Вот этот «богатенький буратино» натворил дел, а потом откупился и вышел сухим из воды. А эти, пострадавшие, за деньги готовы простить даже смерть близкого человека…

- Повторю еще раз. Главное, чтобы в денежном вопросе при такой ситуации не было сугубо меркантильного расчета у обеих сторон. - Актер не откупается, а искупает, хотя бы отчасти, свою вину.

Семья погибшего не осуществляет «бартер»: простим за деньги, а с пониманием ситуации принимает помощь кающегося человека. Даже если назвать это меркантильностью, - все равно, с позиций христианства, лучше, чем ожесточать свои души, лелея в них чувство мести.

Читайте материал "У ареста Михаила Ефремова нашлись опасные "Засады"

Кадры первого допроса Михаила Ефремова: "Куда я денусь-то"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру