В ВДВ рассказали о борьбе специалистов химзащиты с коронавирусом

Ни один военный химик COVID-19 не заразился

В составе Воздушно-десантных войск, которым в 2020 году исполняется 90 лет, есть служба радиационной, химической и биологической защиты ВДВ. О том, какие задачи она решает по боевому обеспечению десантных операций и не только, нам рассказал начальник службы полковник Алексей Гончаров.

Ни один военный химик COVID-19 не заразился
Фото пресс-службы ВДВ.

- У обывателя информация о ваших войсках, как правило, очень скудная. Что же такое войска радиационной, химической и биологической защиты и какова их роль в ВДВ и современной войне?

- Сразу хочу внести некоторую ясность. Войска радиационной, химической и биологической защиты – это войска боевого обеспечения Вооруженных сил, а Воздушно-десантные войска – отдельный род войск, выполняющий свои специальные задачи.

И для меня, как начальника службы, на первом месте задачи ВДВ, в которых есть такой же вид боевого, подчеркиваю это слово, обеспечения, как подразделения радиационной, химической и биологической защиты ВДВ.

Что значит эта защита для Воздушно-десантных войск и для меня лично? Для меня – это, прежде всего, конечно моя работа и, если хотите, смысл жизни, связанный с постоянной подготовкой к борьбе с невидимыми для всех нас врагами - радиацией, вредными веществами, вирусами...

С девятого класса я знал, что буду военным. При этом в семье к выбору профессии отнеслись, мягко говоря, не очень. Когда встал вопрос, в какое училище пойти, друг посоветовал Костромское высшее военное командное училище химической защиты. Он сам его уже окончил и служил в ВДВ. Род войск предложил выбрать позже. Но, конечно, я ни разу не усомнился, что после выпуска пойду служить в ВДВ. Ни минуты не сожалею, что сделал правильный выбор во всех отношениях.

Современная война – это прежде всего технологии, это новое оружие, в том числе основанное на новых физических и иных принципах. И как от него защищаться? Ответ на этот вопрос приходится искать постоянно.

В ВДВ какой вопрос ни возьми - техника, вооружение, экипировка - везде в той или иной мере решаются задачи радиационной, химической и биологической защиты. Аспектов очень много - разведка, дозиметрический контроль, применение огнеметно-зажигательных средств и средств аэрозольной маскировки, ну, и конечно, самое актуальное сегодня в связи с коронавирусной инфекцией – специальная обработка.

- Химическое и биологическое оружие запрещены. Но есть ли на всякий случай у десантников средства защиты от них?

- Да, и химическое и биологическое оружие в глобальном смысле запрещено, но мы видим, что в мире очень много угроз химического и биологического характера. И это, прежде всего, терроризм. Поэтому, естественно, подразделения химзащиты ВДВ готовы к борьбе с такого вида угрозами. 

Все наши подразделения по месту их дислокации являются составной частью так называемых сводных отрядов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Их задача - в случае необходимости совместно с личным составом региональных и территориальных органов МЧС и Росгвардии участвовать в ликвидации возможных последствий, связанных с распространением химического и биологического заражения.

Фото пресс-службы ВДВ.

- Ваши войска привлекались к борьбе с коронавирусом?

- С первых дней и до сих пор. Участвуем в защите от новой инфекции военнослужащих, членов семей, а также гражданского населения.

Яркий пример – это применение подразделений специальной обработки ВДВ в период распространения новой инфекции. В Пскове, Туле, Иваново, Новороссийске, Наро-Фоминске они дезинфицировали не только территорию воинских частей, но и гражданские объекты - автостанции, улицы, остановки общественного транспорта. В стороне от этой проблемы не остались.

Для дезинфекции используется штатные средства, например, авторазливочные станции АРС-14КМ, автономные комплекты спецобработки, индивидуальные дегазационные комплекты ИДК-1, а также комплекты гражданского назначения   «Жук».    

- Каким составом обрабатывают помещения и технику?

- Обработка наиболее сложных участков, тех мест, где были выявлены случаи заражения, проводилась с использованием спиртосодержащих растворов. Они считаются наиболее эффективными дезинфицирующими средствами. В остальных случаях используются хлоросодержащие растворы.

- Не опасна ли эта работа для здоровья военнослужащих?

- Военнослужащие соблюдали необходимые меры предосторожности, работали в средствах индивидуальной защиты. И тот факт, что за все время не произошло ни одного случая заражения личного состава, говорит о том, что я и мои подчиненные сделали все правильно. Работа эта продолжается.

- Проходят ли в ВДВ испытания новых противогазов и защитных костюмов? Чем они отличаются?

- Вооружение подразделений радиационной, химической и биологической защиты в ВДВ мало чем отличаются от аналогичных средств Сухопутных войск по своим защитным характеристикам, но однозначно уникальны в части применения. Прежде всего, это связано с десантированием наших войск парашютным способом.

Совершенно уникальной, в своем роде, является машина радиационной, химической и биологической разведки РХМ-2С. Она создана для ВДВ на базе гусеничного малогабаритного универсального транспортера в 1986 году.

Спустя 31 год, в 2017 году, создана и принята на вооружение принципиально новая машина РХМ-5М на базе современного многоцелевого десантного бронетранспортера БТР-МДМ «Ракушка». Сегодня в ВДВ таких машин четырнадцать.

В перспективе планируем создать современные образцы на колесной базе «Тайфун-ВДВ». И не только для радиационной, химической и биологической разведки, но и для огнеметчиков, и, быть может, для подразделений специальной обработки. 

Машины смогут десантироваться не только парашютным способом, но и перевозиться вертолетами как внутри, так и на внешней подвеске. А это совершенно новые способы применения наших подразделений, очень актуальные для ВДВ. С ними связаны перспективы службы радиационной, химической и биологической защиты и ВДВ в целом.

Фото пресс-службы ВДВ.

- В составе подразделений есть огнеметчики. Чем они вооружены?

- Огнеметчики - это треть личного состава наших подразделений. Они по праву считаются элитой. Их грозное оружие – реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель» испытывался в условиях секретности во время войны в Афганистане, в первую очередь, десантниками. Огнеметчики ВДВ в профессиональном отношении - одни из самых лучших в Вооруженных силах. Во всеармейском конкурсе «Белое солнце» сборная команда огнеметчиков ВДВ ни разу не оставалась без призов.

- Недавно отделение под командованием гвардии старшего сержанта Евгения Попова установило новый рекорд по погрузке реактивных пехотных огнемётов в БТР-РД с результатом 7 минут 42 секунды, а также их выгрузке с результатом 6 минут 19 секунд. В чем ценность этого рекорда?

- Самым главным рекордом в жизни своих ребят я считаю должна быть победа над собой. Победа в бою – это успех, который, несомненно, связан с хорошими результатами в боевой учебе. А их, в свою очередь, не достигнуть без упорных тренировок и стремления быть лучше всех, установить рекорд.

Чтобы стать первым, а значит лучше подготовленным, чем противник – нужны рекорды. Несомненно, что и рекорд, установленный личным составом огнеметного отделения под руководством старшего сержанта Евгения Попова есть планка, на которую должны равняться все остальные. Это стимул для других, чтобы быть лучшими в своем деле. Эту истину никто не отменял: тяжело в учении, легко в бою.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру