Лучше поездом

Как железнодорожники защищают пассажиров от вирусов сегодня

Во всех регионах страны постепенно снимаются ограничения, вызванные пандемией коронавируса. И россияне вновь начинают путешествовать. Однако теперь на первый план выходит не только комфорт, но и меры против распространения коронавируса.

Как железнодорожники защищают пассажиров от вирусов сегодня

Поездам больше доверия

С улучшением эпидемиологической обстановки вырос спрос на железнодорожные перевозки. В мае холдинг «РЖД» возобновил глубину продаж проездных документов за 90 суток, что позволило пассажирам планировать путешествия летом и покупать билеты заблаговременно. В результате, если в конце мая пассажиры оформляли в среднем 100 тысяч билетов в сутки, то сегодня количество реализуемых проездных документов выросло вдвое – до 200 тысяч в сутки.

В РЖД подчеркивают, что если заинтересованность в путешествиях останется высокой, то и количество восстановленных рейсов увеличат. К середине июля будут возвращены в расписание многие поезда АО «Федеральная пассажирская компания» (дочернее общество РЖД, национальный пассажирский перевозчик в дальнем следовании), восстановятся объемы курсирования поездов в сообщении с курортами Северного Кавказа и Черноморского побережья.

Пассажиры активно планируют летний отдых, пусть и позже обычного. Как показал опрос, проведенный Федеральной пассажирской компанией, 88% респондентов готовы совершить поездку в течение месяца после снятия ограничительных мер. 43% опрошенных хотят поехать к родственникам и друзьям, 28% – планируют деловые поездки, 17% – туристические.

Поскольку вопрос соблюдения противоэпидемиологических мер сейчас ключевой, пассажиры, вероятно, предпочтут просторные поезда тесным салонам самолетов. Такого же мнения придерживается и председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

– Поезд безопаснее самолета по ряду причин: начиная с того, что в поезде в любом вагоне на пассажира приходится больше площади, чем в самолете. И наконец, в поездах всегда была возможность выкупить все места в купе для тех, кто опасается заражения. И, наверное, пассажиры станут больше этим пользоваться. К тому же РЖД предпринимает целый комплекс мер по обеззараживанию вагонов и поверхностей, а проводники носят маски и дезинфицируют руки. Также я предполагаю, что на самолетах будет выше стоимость билетов, так как у авиакомпаний есть лизинговые платежи и для них всегда важны ранние продажи. Сейчас же мало кто будет покупать билет за полгода. В связи с этим, я думаю, на средних расстояниях в 1000–2000 км возможен переток пассажиров с самолета на поезд, – говорит Кирилл Янков.

В РЖД готовы к такому развитию событий и не ослабляют интенсивных мер, призванных предотвратить распространение вирусных инфекций на железнодорожном транспорте. Так, в соответствии с рекомендациями санитарных врачей, вагоны проходят тщательную дезинфекцию в депо. В пути следования поездная бригада убирает каждый вагон не менее четырех раз в сутки с применением дезинфицирующих средств. Тщательно дезинфицируются все постельные принадлежности, включая подушки и матрасы. Белье тщательно стирают, гладят, подвергают термической обработке. Для подушек, одеял и матрасов тоже есть отдельные регламенты дезинфекции и очистки с соблюдением всех мер Роспотребнадзора. У проводников пассажиры могут приобрести маски и перчатки. Также проводники не менее двух раз в сутки с помощью бесконтактных инфракрасных термометров измеряют пассажирам температуру. Вагоны-рестораны открыли свои двери для посетителей, но здесь действует рассадка, работники вагонов-ресторанов должны быть в масках и перчатках, регулярно проводится дезинфекция помещения.

При этом еще более высокую противовирусную защиту пассажирам обеспечивают инженерные разработки вагоностроителей.

Позаботились заранее

Сегодня АО «Федеральная пассажирская компания» активно обновляет подвижной состав. В соответствии с подписанным в феврале 2019 года с производителем железнодорожной техники – компанией «Трансмашхолдинг» –  договором оператор до 2025 года получит 3730 современных вагонов локомотивной тяги. Это одноэтажные и двухэтажные вагоны различных типов: купейные, штабные, плацкартные вагоны, рестораны, вагоны с местами для сидения, а также принципиально новые вагоны для формирования составов типа «push-pull» и двухэтажный моторвагонный подвижной состав. Они будут произведены на Тверском вагоностроительном заводе (входит в «Трансмашхолдинг»). Часть этих вагонов, например, купейные и плацкартные одноэтажные двухвагонные сцепы, перевозят пассажиров уже сейчас.

Технология сцепа из двух вагонов помогает по-новому организовать пространство внутри поезда, создав дополнительные зоны общего пользования. Так, в этих вагонах есть душевые, а также чайные витрины, аппараты с питьевой водой и кофе-машины. А герметизированные межвагонные переходы снижают уровень шума и позволяют создать в поезде единый микроклимат.

Особое внимание в новых вагонах уделено противоэпидемической безопасности пассажиров. Об этом в «Трансмашхолдинге» задумались задолго до нынешней пандемии коронавируса.

«Это не первая вспышка опасных инфекционных заболеваний за последнее время, в том или ином виде они случаются регулярно. Именно поэтому так важно разрабатывать и совершенствовать различные технологии, которые помогают защитить пассажиров от заболеваний, – комментирует заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов. – Наша компания ведет эту работу уже более десяти лет».

Так, над решением этих проблем «Трансмашхолдинг» работает совместно с одним из московских предприятий. Его специалисты разработали установки обеззараживания воздуха, которые препятствуют распространению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, через систему вентиляции.

Сегодня все пассажирские вагоны, произведенные Тверским вагоностроительным заводом, оборудуются такими установками. Это компактные высокотехнологичные устройства со специальными амальгамными бактерицидными ультрафиолетовыми лампами высокой мощности. Выходу ультрафиолета в пассажирские помещения вагона препятствуют специальные защитные решетки.

Одной такой установки обеззараживания воздуха достаточно для одноэтажного вагона. В двухэтажном ставятся две. Каждая из них может обеззараживать до 2500 м3 воздуха в час. Их высокую надежность обеспечивает автоматическая самодиагностика, а перед каждым рейсом систему обеззараживания дополнительно проверяют.

«В нашей стране даже на пике эпидемии железнодорожное сообщение, в отличие от ряда зарубежных стран, не было остановлено как раз во многом благодаря традиционно строгим требованиям Роспотребнадзора в отношении исполнения санитарно-эпидемиологических норм на железных дорогах, а также тому, что необходимость установки систем обеззараживания воздуха в пассажирском подвижном составе у нас закреплена законодательно, – комментирует Александр Лошманов. – Такие системы, которые использует «Трансмашхолдинг», способны уничтожать бактерии и вирусы, что подтверждено всесторонними испытаниями профильного института Роспотребнадзора».

Новые технологии чистоты

Ультрафиолет в новых вагонах дальнего следования «Трансмашхолдинга» используют для обеззараживания воды. В каждом вагоне есть установка, которая обеззараживает воду с помощью амальгамной бактерицидной ультрафиолетовой лампы и, уже очищенную, подает ее на водоразборные краны.

Повысить качество и безопасность воды помогут пурифайеры – аппараты для раздачи пассажирам горячей и холодной воды из системы водоснабжения вагона. В них перед краном установлен дополнительный компактный обеззараживатель воды – устройство с ультрафиолетовыми светодиодами, которые мгновенно включаются при нажатии рычага раздаточного крана.

«И установка обеззараживания воды, и пурифайер также разработаны и выпускаются по заказу Тверского вагоностроительного завода, – поясняет Александр Лошманов. – Эти системы, как и установка обеззараживания воздуха, прошли испытания в профильном институте – ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора».

Вместе с тем Федеральная пассажирская компания сегодня также продолжает работу по усовершенствованию подвижного состава для защиты пассажиров от вирусов. Сегодня перевозчик предлагает «Трансмашхолдингу» использовать новые разработки для обеспечения противоэпидемической безопасности пассажиров. Это, например, автоматические двери, дополнительная обработка туалетных комнат кварцеванием, оборудование спальных мест персональными шторками, внедрение материалов с антибактериальным покрытием в интерьере. Такие предложения сегодня активно обсуждаются с заказчиком и производителем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру