«В ходе проверки, - пообещала 7 июля глава пресс-службы столичной прокуратуры Людмила Нефедова, - будет дана оценка исполнению требований федерального законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. По результатам при наличии оснований будет рассмотрен вопрос о принятии мер реагирования».
Заключение прокуроров еще впереди, а в Рособрнадзоре действия организаторов экзамена в отношении мальчика со слабым слухом уже объявили избыточными:
- Экзамен для ребят с ОВЗ — всегда адресная история, и решать ее надо адресно,- заявили «МК» в ведомстве.- В данном случае чиновники переусердствовали и не проявили должного внимания к этому ребенку. Между тем, в его документах было четко указано, что он имеет право на дополнительное время экзамена в объеме полутора часов. А это, безусловно означает, что он относился к категории ребят с ОВЗ, а, значит, имеет право на особые условия.
Действительно, до 1 февраля, уточнил начальник управления ведомства Игорь Круглинский, «все выпускники подают заявления на участие в ЕГЭ, где указываются, если это необходимо, особые условия сдачи экзамена. Это было сделано и в данном случае. Так что чиновники проявили чрезмерную бдительность. Если они сочли недостаточным это указание в документах, нужно было обратиться за разъяснениями и подтверждениями в школу, где учился этот мальчик, или к его сопровождающему, и таким образом удостовериться, что это, действительно, слуховой аппарат — стандартное оборудование, необходимое участнику для того, чтобы комфортно сдать экзамен, а не некое устройство, которое принимает и передает сигналы извне, и не злой умысел».
Всего этого, к сожалению, сделано не было. Однако мальчик, несмотря на несправедливость взрослых, все же сдал экзамен и даже, как подчеркнул Круглинский, «не подавал апелляцию по процедуре (хотя имел на то полное основание и право – прим. авт)». «Будем надеяться, что он получит свои заслуженные баллы и поступит в тот вуз, в который хотел поступить»,- подвел итог чиновник.
Впрочем, итог на данный момент подведен лишь для пострадавшего выпускника, а никак не для отобравших его слуховой аппарат организаторов экзаменов. К делу, как стало известно «МК», подключился столичный Департамент образования и науки. Он, начальствуя над всеми педагогами столицы, и решит судьбу чрезмерно рьяных организаторов экзаменов.
На данный момент, как выяснил «МК», руководство ведомства лишь связалось с семьей потерпевшего и принесло устные извинения родителям мальчика и ему самому. Однако служебное расследование не завершено, и оргвыводы в отношении проштрафившихся сотрудников ППЭ (пункты проведения экзаменов) еще впереди.
- Ну кто там принимал решение оставлять аппарат или нет? Учительницы, не способные отличить слуховой аппарат от подслушивающего устройства! Ну и какой с них может быть спрос? Тогда на ППЭ должен присутствовать специалист, понимающий эту разницу, - заявил «МК» глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин.
- Но в целом, конечно, произошедшее — вопиющее нарушение прав несовершеннолетнего с ОВЗ,- подчеркнул правозащитник.- Думаю, что прокуратура наверняка выявит в их действиях превышение должностных полномочий и дело закончится штрафом. Причем, возможно, не только в отношении физических лиц, но и в отношении юридического — ППЭ.