Ученые сделали новые выводы о влиянии простуды на COVID-19

Клеточные «воспоминания» могут помочь в борьбе с коронавирусом

Ученые считают, что задолго до того, как был обнаружен вызывающий COVID-19 коронавирус нового типа, среди людей циркулировали четыре других коронавируса, вызывая примерно каждую пятую в мире простуду. Хотя о новом коронавирусе по-прежнему многое неизвестно, появляются свидетельства того, что эти вызывающие простуду вирусы оставляют в нашей иммунной системе «воспоминания», которые могут повлиять на то, как организм борется с COVID-19.

Клеточные «воспоминания» могут помочь в борьбе с коронавирусом

Новое исследование, опубликованное двумя отдельными группами ученых из США и Германии, предполагает, что определенные иммунные клетки, участвующие в защите от простуды, также реагируют на воздействие нового коронавируса SARS-CoV-2.

Как рассказывает гонконгское издание South China Mornong Post, хотя ни одно из исследований не показало, влияет ли эта ранее существовавшая память иммунных клеток на клиническое развитие COVID-19, обе исследовательские команды заявили, что доказательства «перекрестно-реактивного» иммунного ответа могут объяснить, почему у некоторых людей реакция на COVID-19 гораздо более серьезная, чем у других. Но, предупреждают специалисты, необходимы еще дополнительные исследования.

Исследования в данной сфере проводятся в то время, когда ученые всего мира пытаются понять, как иммунная система человека борется с COVID-19, чтобы помочь в разработатке вакцины и лекарства для борьбы с новым коронавирусом.

Проведенное учеными из Германии исследование, материалы которого опубликованы в форме превью в журнале Nature, показало, что каждый третий из их испытуемых, которые ранее не подвергались воздействию SARS-CoV-2, имел определенный вид иммунных клеток, известных как «Т-хелперы» и способных распознавать вирус.

«Это открытие может иметь важные эпидемиологические последствия в отношении порогов коллективного иммунитета и прогнозов пандемии COVID-19», - говорится в исследовании, проведенном берлинской университетской больницей Шарите и Институтом молекулярной генетики Макса Планка.

Выводы были основаны на изучении того, как Т-хелперы реагировали на синтетические фрагменты SARS-CoV-2 в крови 68 здоровых людей, а также на исследовании иммунного ответа того же типа у 18 инфицированных пациентов.

Когда дело доходит до иммунного ответа, нейтрализующие антитела, препятствующие проникновению вируса в клетки человека, были в центре внимания вакцины против Covid-19 и других исследований.

Т-клетки - это еще одно звено иммунного ответа организма, которое, по мнению экспертов, важно понимать и которое может иметь значение для разработки вакцины.

Считается, что в целом Т-хелперы усиливают иммунный ответ со стороны других клеток и антител, но их роль в борьбе с инфекцией SARS-CoV-2 остается неизвестной.

Один из авторов немецкого исследования, Лейф Эрик Сандер из клиники Шарите, полагает, что, возможно, эти клетки могут иметь защитный эффект.

«В этом случае недавний приступ простуды, вероятно, приведет к менее серьезным симптомам COVID-19, - считает немецкий ученый. – Однако также возможно, что перекрестный иммунитет может привести к неверно направленному иммунному ответу и потенциально негативным эффектам на клиническое течение COVID-19».

Участники второго исследования, о котором рассказывается в журнале Science, изучили аналогичный вопрос и определили, как структурное сходство между новым коронавирусом и вызывающими простуду другими коронавирусами заставляет реагировать Т-клетки.

«Это исследование предоставляет очень убедительные прямые молекулярные доказательства того, что память Т-клеток может «видеть» последовательности, которые очень похожи у коронавирусов простуды и SARS-CoV-2», – рассказывает один из руководителей исследования Алессандро Сетте из калифорнийского Института иммунологии Ла-Холья.

Несмотря на полученные данные, эксперты, настаивают, что необходимы более масштабные исследования, чтобы понять их значение.

В целом, перекрестная реактивность иммунных клеток может иметь самые разные последствия – от несущественных до помощи иммунному ответу или, в редких случаях, до причинения большего вреда, считает Эшли Сент-Джон из медицинской школы Duke-NUS.

Доцент кафедры микробиологии и иммунологии Университета Отаго в Новой Зеландии Джоанна Кирман сказала, что было интересно увидеть в результатах долгоживущий Т-клеточный иммунный ответ.

Дополнительные исследования перекрестной реактивности могут иметь далеко идущие преимущества для будущих вакцин.

«В очень долгосрочном плане мы должны изучить влияние перекрестно-реактивного иммунитета в надежде разработать вакцины, которые могут эффективно использовать Т-клетки, в частности, для перекрестной защиты от новых штаммов SARS-CoV-2 или других коронавирусов, которые могут появиться через много лет в будущем», - утверждает Эшли Сент-Джон.