В Белоруссию на машине: как мы проехали в протестующий Минск

«Коронавирус, разворачивайтесь!»

В ночь с четверга на пятницу, ещё не зная, что самые жёсткие разгоны и задержания (пока что это так) позади, мы с моим товарищем, музыкантом Федей Букером, решили, что наш долг – увидеть происходящее в Минске своими глазами, засвидетельствовать, что мы с белорусами на одной стороне. И если о протестах в Интернете и СМИ полно информации, то здесь будет больше о том, как можно до них добраться.

«Коронавирус, разворачивайтесь!»

 Внимание России сейчас приковано к Белоруссии. Она заметно потеснила в умах даже наш Хабаровск. Слишком нестерпимо наблюдать зверства, которые творит власть над мирными протестующими.
Многие сопереживают белорусам и хотели бы их поддержать. Тысячи и тысячи постов в соцсетях. Миллионы комментариев. Но белорусам надо не только сопереживать. Надо помогать им и учиться у них (такая мысль тоже наверняка посещала многих).
Минск, Брест, Жодино вдохновляют миллионы русских, но, как ни цинично это прозвучит, белорусы совершают ошибки. Эксперты один за другим говорят: не хватает тактики, организации. Отключают Интернет — протест распадается. Мотать бы нам это на ус.
В Москве живёт больше народу, чем во всей нашей братской стране. От Москвы до Хабаровска — 8 400 км, до Минска — 8 часов езды. Было бы странно, если бы у многих москвичей не возникла идея поехать в гости. Не нужно вводить войска. Не нужно посылать спецуру и ЧВК. Можно просто прокатиться и погулять — это не запрещено. В Минске в пятницу была замечательная погода, гораздо лучше, чем в Москве.

И нет, не стоит видеть здесь мысль, будто бы проблемы белорусов нужно решать, а хабаровчан — не нужно. Уверен, и сами хабаровчане не усмотрели бы тут такой логики — об этом красноречиво свидетельствуют плакаты «Белоруссия, мы с тобой» в их руках. Приезд на несколько дней (хоть в Хабаровск, хоть в Минск) — это уже ощутимая поддержка. Протест крепнет, когда люди понимают, что их недовольство — не местечковая возня, а трогает даже чужаков.
Как это сделать, что вас ждёт? Машина пригодится вам, если в каком-то районе резко станет неуютно гулять.
Поехать мы решили ночью, внезапно. Понимая, что ситуация меняется постоянно, мы осознавали: откладывать нельзя. С собой специально не брали ничего, в полночь выехали из Москвы на полноприводном корейском кроссовере.
За плечами у нас были автопоездки по проблемным балканским странам, поэтому к трудностям были более-менее готовы. Обязательные элементы таких поездок выполняли уже по пути.
В известность о планах поставили одного человека из Москвы, он должен был контролировать положение. Группы создавать не стоит, чем больше людей за вас беспокоится, тем больше поводов для беспокойства обнаруживается. Излишняя тревожность вредит.
Условились так: каждые два часа отправляем в Москву SMS о нашем статусе (ведь Интернет в Белоруссии не работает) если контрольное время пропущено, наш друг начинает нас искать. До этого времени никого больше дома в курс дела не вводим.
Написали также нашему другу в Белоруссию, узнали его адрес, сказали, что при необходимости назовём его пограничникам или милиционерам в качестве человека, к которому едем.
Много было разговоров и новостей о том, насколько подозрительно сейчас белорусские органы относятся к автомобилям с русскими (особенно – московскими) номерами и вообще к нашим гражданам. Поэтому мы проверили, нет ли в машине чего-то предосудительного, вроде ножа. Даже швейцарский нож может послужить поводом для придирок, было бы желание.
Далее – документы. Для заграничных поездок нужна специальная страховка – «грин-карта». Вдоль дороги полно возможносей её оформить.
Заспанный страховой агент в Смоленской области попросил у нас документы на машину и паспорт.
— Пускают в Белоруссию?
— Все спрашивают, — хмыкнул он.
— Понятное дело, всем важно.
— А у вас есть документы с обоснованием, зачем едете?
— Никаких.
— Не пустят.
Разочарование скрыть не удалось.
Страховщик внимательно посмотрел на нас.
— Километров за 20 до границы поверните налево, указатель на Красный. В Красном направо — это дорога в Ляды. Там не проверяют.
Мы обрадовались.
— А может, и есть пост сейчас. Но там они посговорчивей. Если что, рогом не упрутся. Там можно проехать. А на трассе точно развернут.
Получив зелёный лист, мы стали следовать указаниям. Перед съездом с шоссе заправили полный бак, дабы не мозолить потом никому глаза. Жуткими дорогами добрались до Красного, повернули на финишную прямую, было уже совсем светло. За 500 метров до границы нас остановили. Не белорусы.
Сотрудник пограничной службы ФСБ (жуткое издевательство над языком) лениво попросил и лениво взял наши паспорта. Осведомился о цели поездки.
— Куда едете, с какой целью?
— В Минск, к другу. Музыку записывать. [Информация о друге].
— Ясно. Значит, смотрите. Выезд граждан Российской Федерации ограничен.
— Выезд? А по какой причине?
— По причине действия ограничительных мер. Границы закрыты, и никто их не открывал. Если вы граждане России, на выезд у вас должно иметься основание. У вас нет основания, так что разворачивайтесь и следуйте обратно.
— Посещение друзей не считается основанием?
— Посещение друзей не является основанием.
— А что за ограничительные меры?
— Коронавирус. Разворачивайтесь.
— Можно паспорта?
— Сначала развернитесь.
Мы повиновались. Паспорта нам вернули, и одинокий не особенно внушительный сотрудник поплёлся разворачивать следующую подъехавшую машину. Было странно. ФСБ? Коронавирус? Зачем тогда уточнять, куда едем?..
Сдаваться не хотелось. Было очевидно, что по другим, более крупным дорогам проехать тем более не выйдет. Решили попробовать бороться не с пограничниками, а с дорожными условиями.
Посмотрели на карту, отъехали на пару километров и двинулись по бездорожью в сторону Белоруссии. Судя по следам, иногда там ездят трактора. Временами казалось, что наша машина не справится, но внезапно нам навстречу попался ВАЗ одиннадцатой модели с русскими номерами. Дружелюбный мужичок спросил, правильно ли он едет в Гусино.
– Правильно! А ты откуда?
– Так из Лядов! (Ляды – это уже Белоруссия. А.Ф.)
– А там на дороге ФСБшник стоит.
– Так вот я тут поэтому и еду!
Так мы убедились, что проезд возможен (как это удалось сделать на переднеприводных Жигулях – по-прежнему загадка), но что даже в обратную сторону нам лучше добираться, не встречаясь с погранцами.
Медленно проползли буераки, пересекли вброд довольно крупный ручей — и мы уже в другой стране. Рады были бы дать точные координаты, но тогда путь вряд ли останется доступным. Ещё на русском берегу поймали белорусскую сеть, отправили SMS – проверили. Работает, но Интернета нет.
Пара часов — мы в Минске. По дороге уклонялись от милиции, поскольку на трассе почти нет машин с русскими номерами. Либо белорусы, либо дальнобои-транзитники с номерами ЕС. Вот за такими фурами посты и проезжали, держась левее и чуть позади.  
А в Минске уж увидели вживую всё великолепие мирного волеизъявления. Толпы народу, длинные и короткие шеренги, маленькие группы, одиночки — все улыбаются, показывают V. Машины сигналят, и дорогие, и дешёвые. Водители грузовиков и автобусов гудят. Мы первое время опасались, но вскоре осмелели — и стали давить на клаксон. Потом спрятали машину во дворах (лучше сделать так на случай жёсткого разгона) и пошли с народом пешком. Светлые люди. Восторг.
Мы подсчитали, когда надо пускаться в обратный путь, чтобы с гарантией засветло успеть вернуться в Россию – и до этого времени гуляли. На нас особенно не было белых вещей, но это никого не волновало. Никого (из протестующих) не беспокоили и московские номера, когда мы сигналили и показывали из окон V по дороге в центр и на обратном пути. Мы не скрывали, откуда мы, но не встретился нам человек, который бы счёл, что мы «примазываемся» к чужому протесту или «суёмся не в своё дело». Все понимали – мы выражаем солидарность, делаем это от чистого сердца.
Уже потом, когда мы опубликовали фото из Минска со словами поддержки, пара голосов высказалась в духе «съездили попиариться, позёры». Но источники этих голосов были не в Белоруссии, далеко от событий. Из белорусских же городов нам приходили исключительно слова благодарности и радости, поскольку не так важно, надолго ли приезжать. Важно – обозначить свою позицию. Именно этим и занимаются проезжающие машины, когда гудят в поддержку. Никто в здравом уме не станет фыркать и говорить, мол, тоже мне, побибикал по дороге на работу, сделал вид типа тоже недоволен. Нет, нормальная реакция – совершенно другая. Люди кричат в ответ, улыбаются и поднимают вверх цветы, а ведь водитель даже не остановился, почти ничего не сделал.
Обратно добирались так же – не превышая нигде, спокойно двигаясь под прикрытием фур. Из Лядов, с приграничного холма, видели на русской стороне машину нашего друга-ФСБшника. Решили его не беспокоить.
Теперь же, похоже, отпадает и главный страх. Страх, что поколотят, арестуют. Вроде бы, ситуация смягчается. Будем надеяться, жестокость в прошлом. Граница – тоже преодолима. Аргументов не осталось, надо ехать в гости.

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру