Рассчитана потеря будущего заработка российских детей из-за дистанционки

Часть экспертов с таким подсчетом не согласна

Как явствует из нового доклада Всемирного банка, там внимательно следят за состоянием дел в российской школе. До сих пор качество среднего образования в нашей стране, отмечают эксперты держалось на хорошем среднемировом уровне. Однако вынужденный карантин и перевод обучения в дистанционку приведет к падению качества образования, а впоследствии и заработков сегодняшних российских школьников, предсказывают они.

Усугубят же проблему такие, по оценке ВБ, «чисто российские» явления, как буллинг и повышенная тревожность учащихся.

Часть экспертов с таким подсчетом не согласна

Общий период дистанционного обучения в 4-й четверти 2019-2020 учебного года, а, в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, и части 2020-2021-го, по оценке экспертов Всемирного банка, может достичь в России трети учебного года. Это, подсчитали они, обернется для российских школьников в их будущей взрослой жизни потерей 2,5% доходов в год. Причем на протяжении всей жизни.

Примечательно, что эти самые 2,5% авторы исследования получили, практически приравняв российскую дистанционку к полному пропуску четырех месяцев учебы в США, где потери в этом случае составляют до 3%. Причина же, что там, что здесь одна: «упущенные возможности», сильнее всего бьющие по самым уязвимым ученикам, которые «понесут более значительные потери в обучении». 

Впрочем, до того, как потерять в заработках, российских школьников, предупреждают авторы доклада, ждет другая потеря — снижение результатов международных исследований PISA (тест на функциональную грамотность среди учащихся, достигших 15-летнего возраста). Последнее такое исследование, хоть и выявило заметное проседание результатов российских пятнадцатилеток, но все же удержало их на более-менее приличном мировом уровне. Однако подзатянувшаяся дистанционка, предсказывают во Всемирном банке, поспособствует дальнейшему падению этих показателей. А помогут ей в этом богоугодном деле такие явления, как буллинг (травля) и тревожность среди учеников, которые в ВБ считают чисто российскими.

Российские эксперты явно не склонны абсолютизировать эти выводы:

- В среднем, наверное, потери, действительно, будут,- заявила «МК» директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. - Но произойдет это не столько из-за 3-4 месяцев дистанционного обучения, сколько вследствие общих проблем экономики. Это гораздо более существенный момент! Кстати, некоторые дети лучше учились как раз в дистанте. И для них, когда они выйдут на рынок труда, доходы могут возрасти.

До пандемии, уточнила Клячко, "до 60% родителей ежедневно занимались с детьми домашними заданиями. Дети остальных делали это сами или с репетиторами. И лишь часть из этих 40% вообще не интересовались этим вопросом. Вот у этих-то детей и будут потери! Для остальных родители сделали все, чтобы скомпенсировать издержки дистанта — отсюда и  заметный рост репетиторства. Правда, на этот рынок из-за экономических сложностей вышли не самые компетентные репетиторы и демпингуют там. А родители на это покупаются, что снижает качество обучения". 

- Выводы ВБ носят сугубо оценочный характер, а методики, на основании которых они сделаны, вызывают массу претензий. И потому, что дистанционное обучение приравнено там к полному прекращению обучения. И так как достоверных исследований качества дистанта для школьников не существует в принципе,- заявила «МК» директор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. - Тем не менее это не повод просто взять и отмахнуться от подобных выводов.

Недавнее введение тотальной дистанционки в российской школе, по словам эксперта, и правда, было чревато «многими рисками, значительная часть которых реализовалась. Так, школы в последние годы прошли техническое оснащение. Но при переходе на дистант весь учебный процесс вышел за рамки школ. И сразу выяснилось: ни учителя, ни большинство школьников для этого не дооснащены.

Впрочем, вопрос доступности дистанционного обучения стоит сейчас перед всем миром. А к числу неотложных задач относится также создание новых методик для онлайн-обучения; обеспечение широкого доступа к образовательным платформам; внедрение системы слежения за самостоятельностью работы школьников на дистанте (прокторинг) и т. д. и т. п. Надо очень много сделать, чтобы реально гарантировать сохранение качества образования при переходе на дистант! Тем более, что довольны этой формой обучения не более 30% российских школьников. 70%, а в некоторых регионах до 90% учащихся испытали при переходе на дистанционное обучение очень большие сложности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру