Воспитание в школе: мнение эксперта

«Результаты воспитания должен демонстрировать ребенок, а не цифры на бумаге»

С 1 сентября в российскую школу вернулось воспитательная функция. В свое время она уже присутствовала в системе нашего образования, однако сейчас все будет иначе. Своими мыслями о сути воспитания в школе на современном этапе и о педагогах, на чью долю выпала миссия стать без преувеличения «Воспитателями будущего», поделился руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия - страна возможностей» Андрей Богданцев.

 «Результаты воспитания должен демонстрировать ребенок, а не цифры на бумаге»

Присутствие воспитания в отечественном образовании — не новость. Однако новые времена требуют новых подходов. Поэтому прежде всего сегодня основное внимание должно быть уделено индивидуальной работе. Каждый ребенок наделен своими особенностями, а, значит, единой для всех инструкции по воспитанию  быть не должно. Задача учителя в том, чтобы подобрать ключ к отдельному ребенку!

Вопрос об «инструкциях» - далеко не праздный, ведь школа в целом и каждый учитель в частности должны сделать все, чтобы избежать формализма в воспитательной работе. Однако этот риск можно минимизировать, если количество отчетности и журналов, заполняемых педагогом, будет разумным. В первую очередь, учитель и школа должны приносить своими действиями пользу самому ребенку. Воспитательная работа должна приносить осязаемые результаты, которые будет демонстрировать сам ребенок, а не буквы и цифры на бумаге!

Крайне важно в этой связи и другое. Воспитательный процесс — это не только специальные «воспитательные» мероприятия. Воспитание ребенка происходит также непосредственно в процессе обучения, ведь процессы обучения и воспитание – это и есть образование. Они неотъемлемые части друг друга. Поэтому воспитательный компонент не появился только сейчас, а был в школе всегда. Например, если мы говорим о патриотическом воспитании, то на уроках истории, литературы, физики, биологии и математики, рассказывая о российских героях, ученых, учителя как раз и формируют ценностное отношение ребенка к своей стране. Именно там они закладывают фундамент из благодарности, уважения и гордости за тот вклад, которые граждане нашего государства внесли в развитие цивилизации.

В этой связи может возникнуть вопрос: а насколько готов к выполнению этой миссии современный учитель и нужно ли что-либо изменить в подготовке педагогов. Но в нашей высшей школе уделяется большое внимание психологии и педагогике. Что же касается изменений, то самое главное из них, пожалуй, уже произошло. Изменение, внесенное в Закон «Об образовании в Российской Федерации», дает возможность работать в общеобразовательных учреждениях студентам 4-го курса и выше, а с 3-го курса можно работать в учреждениях дополнительного образования. Это изменение позволит погружаться в профессию, практиковаться и быть готовым к любой миссии.

Многое, кстати, в этом плане дал молодым педагогам недавний Молодежный педагогический форум «Линейка», который прошел 3-4 октября в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия - страна возможностей». Там обсуждались новые походы в образовании и воспитательная среда, что помогло молодым педагогам найти новые векторы самообразования, подтолкнуло их к новым мыслям и познакомило с иными подходами и разными формами работы современного учителя.

Так, приоритетом воспитания в школе и дома, как отмечалось на Форуме, является формирование гармоничной личности. Но как это сделать? А вот как: почвой для формирования гармоничной личности должны служить творческая самореализация и благоприятная, дружественная атмосфера в школе и дома. При этом для учителя основное место в работе должны занимать формирование индивидуальной карты роста ребенка и мастерство, благодаря которому учитель сможет пробудить интерес в школьнике делать не только то, что ему нравится, но и то, что он должен делать, чтобы достичь успеха. Другими словами, с детства воспитывать в гражданах России такие чувства, как ответственность и целеустремленность.