Учитель описала способ повысить стыдные зарплаты педагогам

«Получка петербургского доцента - как у кондуктора городского автобуса»

Такое прискорбное явление, как бедность работающих россиян давным-давно стало уникальным ноу-хау нашей страны. Особенно остро ощущают эту беду бюджетники, и в первую очередь — педагоги, реальные доходы которых бесконечно далеки от называемых в отчетах главе государства. Причина, как подчеркивают эксперты, кроется в порочной системе начисления зарплат - эту тему сегодня подняла Валентина Матвиенко. Мы разбирались в проблеме.

 «Получка петербургского доцента - как у кондуктора городского автобуса»

Чего только не делали в нашей стране, чтобы повысить зарплаты педагогов! И дозволили школам с вузами оказывать «платные услуги» обучаемым. И проявляли «политическую волю», следствием чего стали знаменитые «майские указы», официально приравнявшие зарплаты школьных учителей к 100% средних заработков по региону, а преподавателей вузов – к 200%. Теперь вот приняли закон, расширяющий права федерального правительства в деле начислении зарплат. «Правительство РФ, - говорится в документе, - вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников госучреждений». И тем самым, вроде как, способствовать повышению зарплаты бюджетников.

- На деле же,- заявила «МК» педагог системы дополнительного образования Ирина Канторович, - городится сложный, многоходовый управленческий трюк, хотя проблему давно можно было решить гораздо эффективнее, и законодательные основы для этого имеются. Наша «уникальная бедность» возникла только потому, что правительство России не выполнило свою важнейшую обязанность – не назначило после ликвидации в 2011 году Единой тарифной сетки (ЕТС) базовые должностные оклады.

Базовые должностные оклады, разъяснила эксперт, – «это минимум, ниже которого оклады работников быть не могут. По ЕТС гарантированный оклад составлял основную часть зарплаты и был у квалифицированного работника в разы больше МРОТ. Тогда зарплата часто равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения, так как, к примеру, в 2009 году оклад учителя (11-13 разряд) составлял примерно 2,2 – 2, 6 МРОТ. Ныне же учительский оклад, как правило, ниже МРОТ. И это не удивительно, поскольку берется он фактически с потолка».

Формально установление базовых окладов – прерогатива правительства. Но на деле этого не происходит, и базовые должностные оклады либо незаконно назначают региональные власти (это не их полномочия); либо региональные же власти формулируют не имеющие законодательного основания «Примерные системы оплаты труда», фактически играющие роль «базовых должностных окладов». Тут-то и кроется корень проблемы. Так, в 2019 году во Владимирской области установили размеры базовых должностных окладов работников сферы образования в вилке от 2807 — 8185 руб., отмечает Канторович. А так как остальные выплаты педагогам не являются гарантированными, большинство получило минимум миниморум.

- Сама система провоцирует руководителя госучреждения назначать работникам мизерные оклады, даже ниже МРОТ,- констатирует эксперт. - И это сейчас распространено повсеместно. Такие оклады - носенс и дикость! Так, как обращается сегодня с работниками государство в России, не позволял себе ни один работодатель: «Вот тебе объем работы, получишь точно две копейки. А по результатам посмотрю в конце, если все будет хорошо – где-нибудь около рубля заплачу тебе, если будут деньги на счету» - вот логика происходящего. При этом контроль за тем, есть ли в действительности деньги на счету, или работодатель в итоге солжет, у работника отсутствует, хотя речь идет о государственных деньгах, а не о частной лавочке.

Такой порядок, считает Канторович, станет невозможным при установлении именно правительством базовых должностных окладов. Ну а до тех пор проблемы с зарплатами гарантированы. Причем, и школьным, и вузовским педагогам.

Впрочем, все познается в сравнении. В Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, например, плюс ко всему прочему преподаватели работают еще и не на полную ставку. «У нас, - рассказала «МК» доцент этого вуза и председатель местной первички профсоюза «Учитель» Ирина Трушкина, - в среднем получается по 0.7 ставки на человека. Целая ставка только у заведующих кафедрами. У простых доцентов по 0.75 ставки, старшие преподаватели по 0.5 ставки». Представляете себе, сколько реально получают эти квалифицированные работники?

Несоответствия трудозатрат получаемой заработной плате вынудило коллектив вуза принять и направить в правительство резолюцию «О защите прав преподавателей и сохранении аграрного образования». Среди прочих неотложных вопросов вузовские работники предлагают и требуют «увеличения окладной части в средней заработной платы преподавателей. Реальный доход доцента в СПбГАУ меньше 100 % средней заработной платы по экономике региона и в лучшем случае, сравним с заработной платой кондуктора городского автобуса, - констатируют люди с учеными степенями. - Заработная плата вспомогательного персонала, заведующих лабораториями в аграрных вузах различных регионов – федеральный МРОТ».

Важно и другое. Заработная плата профессорско-преподавательского состава в любом вузе, отмечается в резолюции, «складывается из двух составляющих: оклада и материального стимулирования, зависящего от показателей эффективности работы преподавателя (публикационной активности и т.д.). Однако при этом совершенно не учитывается основная должностная обязанность преподавателя – преподавать. Для того, чтобы хоть как-то увеличить свой доход, преподаватель в ущерб качеству образовательного процесса вынужден зарабатывать баллы и выполнять обязанности, не входящие в его должностные обязанности или искать заработок на стороне».

Вот этим самым людям и предстоит выполнить миссию государственной важности, возложенную на них президентом: вывести Россию на топовые позиции мира по качеству общего и высшего образования…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру