Праздник «цифры»

Нацпроект «Образование»: что реально дает цифровая образовательная среда

4 декабря Россия отметила День информатики. Этот праздник пока не официальный, но его любят и отмечают все, кто имеет хоть какое-то отношение к этой области знаний. Не чужой он и для миллионов российских школьников, которые и изучают информатику как самостоятельный предмет, и широко пользуются возможностями, открываемыми «цифрой», при изучении всех прочих дисциплин. Дополнительные – огромные – возможности по освоению школой цифровой образовательной среды открывает нацпроект «Образование». А это значит, что любой учащийся с полным правом может считать День информатики и своим праздником тоже.

Нацпроект «Образование»: что реально дает цифровая образовательная среда

– Тему равномерного движения по окружности на уроке физики мы изучали по движению одежды дервиша, кружащегося в вихре танца: его изображение  было на дисплее, – рассказал девятиклассник Максим. – Было очень интересно найти закономерности! Просто круто!

– У нас был классный урок истории! – поделилась шестиклассница Настя. – Вернее, по исторической географии. Сначала мы посмотрели в планшетах  сценку боя между воинами в европейских доспехах с людьми, вооруженными и одетыми по-арабски. Потом поспорили, как отличить одних от других, после чего выяснили, как вообще появилось арабское государство, и какую роль в этом сыграло возникновение ислама. А потом увидели современные фото Аравийского полуострова – их сделали со спутника. И тогда перешли к географии: узнали о климате этого региона, его стратегическом положении и торговых путях. И все это видели своими глазами!

– Нет больше и извечных проблем с записью домашних заданий: вся информация в электронном журнале, доступном как учащимся, так и их родителям, в какой бы точке мира те в данный момент ни находились, скажем, в командировке. Равным образом родителям доступна и вся информация об успеваемости сына или дочери, а также рекомендации учителя по плохо усвоенным темам. А из жизни учителя с переходом на новую систему ушло словосочетание «составлять план урока». Теперь он создает «конструктор урока», которым можно поделиться с любым другим учителем города, а главное, «заточить» под каждого конкретного ученика из его класса, – так рассказали нам о главных преимуществах использования цифровой образовательной среды в образовательном процессе учителя одной из школ-пионеров цифровизации обучения – школы № 1995 на юго-западе Москвы.

Сегодня без «цифры» в образовании и в самом деле никуда. Однако при этом надо четко понимать: цифровая образовательная среда не предполагает перевода всей системы традиционного, очного обучения в режим онлайн. С приходом в систему обучения новейших технологий, школы никуда не денутся!

Как только позволит эпидемиологическая ситуация, они по-прежнему будут ежедневно учить детей не в виртуальных, а в самых что ни на есть реальных классах. Просто оснастят все школы, даже те, которые учат детей в малых городах и селах, высокоскоростным Интернетом и современным оборудованием, в стандартный набор которого сейчас входят ноутбуки-трансформеры, многофункциональные устройства-МФУ, ноутбуки для преподавателей, а также интерактивная доска с выходом в Интернет. И все это оснащение и есть основная цель национального проекта «Образование». Инициативы проекта ставят своей целью обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в России, вне зависимости от места проживания, предусматривает нацпроект «Образование».

Как оценивают интерактивные уроки ребята, непосредственно присутствующие в классах, мы уже упоминали. Но ведь есть еще и школьники, по каким-то причинам лишенные возможности присутствовать в школе лично. Например, учащиеся, проходящие длительное лечение дома или в больнице. Или спортсмены, регулярно уезжающие на продолжительные сборы. Или ребята, не пожелавшие менять школу из-за отъезда всей семьи к месту длительной командировки мамы или папы. Вполне реальна и ситуация, когда дети, находясь в своей школе, участвуют в онлайн-уроках с ведущими педагогами странны. В общем, вариантов, открывающихся благодаря развитию цифровой образовательной среды, не счесть.

Во всех этих и многих других случаях школьники, благодаря нацпроекту «Образование», смогут подключиться к уроку дистанционно и тем самым заметно повысить качество своего образования. В итоге, помимо интерактивности учебного процесса, создание цифровой образовательной среды, пожалуй, впервые в истории откроет доступ к качественному образованию любому маленькому россиянину, в какой бы точке страны тот ни жил. А это и есть одна из главных сверхзадач нацпроекта.

Впрочем, оснащение школ современным цифровым оборудованием решает попутно и много других задач. Например, способствует повсеместному развитию таких электронных сервисов, как дневники и журналы. А это – огромный плюс как для родителей, так и для учителей.

Мамы и папы благодаря «цифре» имеют полную информацию о школьной жизни своих детей – от отметок и замечаний, полученных ими за день, до прихода-ухода со школьной территории и перечня блюд, съеденных в школьной столовке. Ну а учителя освобождаются от нагрузки в виде бесконечной бумажной бесполезной работы и могут потратить высвободившееся время на выполнение своей основной миссии – обучение и воспитание детей. Это – еще одна бесспорная заслуга нацпроекта «Образование».

Казалось бы, все складывается более чем удачно. Однако, когда люди слышат словосочетание «цифровая образовательная среда», они почему-то иногда полагают, что речь идет о переводе традиционного образования в онлайн. Дескать, заведут наших детей в «цифру» и там бросят, опасаются они. Вот и воспринимают информацию о цифровой образовательной среде чуть ли не в штыки.

На самом деле это совершенно не так. Развитие цифровой образовательной среды предполагает не отмену системы «живого» обучения, а, напротив, ее усиление с помощью дополнительных возможностей, немыслимых без «цифры». «Живая» школа на сто процентов остается в нашей жизни. Только это будет школа, полностью соответствующая требованиям современного мира, а потому еще более сильная, чем прежде. Эту возможность также создает нацпроект «Образование».

МЕЖДУ ТЕМ. В России дата 4 декабря для празднования Дня информатики выбрана неслучайно. В этот день в 1948 году Госкомитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение первой советской цифровой электронной вычислительной машины. Так появился первый официальный документ, касающийся развития в СССР вычислительной техники, а впоследствии и информатики, ибо появление такой техники повлекло за собой необходимость обучаться работе с ней, изучать ее устройство и возможности. Те давние успехи, хотя и на принципиально новом уровне, развивает теперь нацпроект «Образование».

перейти в проект

Сюжет:

Путеводитель по Национальным Проектам России