В России впервые появится статус «спасенного» животного

Льва Симбу и самку леопарда Еву вернут из России на историческую родину в Африку

История спасения львенка Симбы и самки леопарда Евы затронула сердца людей во всем мире. Симба едва не погиб от рук живодеров в Дагестане, а еще не окрепшую Еву бросила мама. Но благодаря челябинскому «доктору Айболиту», основателю Фонда «Спаси меня» Карену Даллакяну, и его команде животных удалось выходить и вылечить. А теперь львенка и леопарда решено отправить на их историческую родину в Танзанию. Нашлась компания, которая взяла на себя все финансовые расходы. В африканской стране хищников готовы приютить в частном заповеднике. Но все дело уперлось в разрешительные документы. Дело в том, что в России на законодательном уровне ранее не существовало статуса «спасенного» животного, и в этом вопросе много юридических тонкостей. Эта репатриация африканских хищников на родину должна стать первой в России.

О том, как скоро Симба и Ева могут попасть из холодного Челябинска в Африку, и что этому препятствует, рассказали «МК» Карен Даллакян и одна из волонтеров.

Льва Симбу и самку леопарда Еву вернут из России на историческую родину в Африку

7-месячного львенка нашли в Дагестане в грязном подвале. Хищник буквально балансировал на грани жизни и смерти. Его держали в тесном, холодном сарае. У львенка были гнойные раны, язвы, пролежни, перебиты задние лапы. О его бедственном положении узнали зоозащитники.

К спасательной операции подключился челябинский «доктор Айболит» Карен Даллакян, который в своем центре занимается спасением и реабилитацией животных. На месте стало понятно, что парализованного хищника в срочном порядке надо перевозить из Махачкалы в Челябинск. В пандемии сделать это было непросто. В авиакомпаниях многие сотрудники были на карантине, полеты сокращены. 

Ветеринару Карену Даллакяну о сложной ситуации с львенком удалось рассказать на видеоконференции президенту Владимиру Путину. Глава государства взял ситуацию под личный контроль. Была выстроена логистика, умирающего Симбу перевезли в челябинский приют к доктору Даллакяну, который сделал львенку операцию.

«Под крылом» у челябинского «Айболита» Симба пошел на поправку, за 7, 5 месяца набрал вес с 50 килограммов до 90. Для него и самки леопарда Евы решили сделать, казалось бы, невозможное – вернуть хищников на их историческую родину, в Африку. Общественники считают, что животные заслужили беспечную жизнь на свободе после всего, что они пережили.

– Но мы столкнулись с бюрократической машиной, – говорит ветеринар Карен Даллакян. – Это по сути прецедент, никогда ранее хищников не отправляли из России на их историческую родину, чтобы в дальнейшем провести лечение и реабилитацию. В российских ведомствах нет соответствующих регламентов и маршрутов для таких животных. Мы в этом деле оказались первопроходцами. В России ранее не было статуса «спасенного» животного. И нас, грубо говоря, приравняли к торговцам, к коммерсантам. Но мы не торгуем животными, передаем их безвозмездно, во всех заявлениях это написано.

И каким-то образом самка леопарда, которая родилась в неволе и является гидридом, смесью двух разных подвидов, оказалась в I приложении СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Но ведь это должно касаться чистокровных животных. Причем тут гибрид, рожденный в неволе? А ведь в регламенте черным по белому написано, что животное, рожденное в неволе, автоматически переходит во II приложение СИТЕС и, как все львы, по упрощенной схеме получает документы. Переписка с различными инстанциями у нас длится уже три месяца.

В Росприроднадзоре, в свою очередь, говорят, что сработали в установленные сроки: заявительные материалы от Карена Даллакяна они получили 16 ноября 2020 года, регламент рассмотрения документов – 30 рабочих дней. 15 декабря, как и следует, был выдан экспортный сертификат СИТЕС на экспорт льва Симбы в Танзанию. А вот с леопардом Евой все оказалось сложнее. В результате генетической экспертизы было установлено, что Ева не является африканским леопардом, ее родители относятся к подвидам дальневосточного и преднеазиатских леопардов. Родиной Евы является не Африка, как было указано в заявительных документах, а Россия. В Росприроднадзоре считают, что информация о репатриации Евы не соответствует действительности. Но и тут в ведомстве готовы пойти навстречу, если будут предоставлены копии импортного СИТЕС принимающей стороны (Танзании) или информационное письмо о готовности выдать импортный СИТЕС.

– Африканская сторона готова принять наших хищников Симбу и Еву, если российская сторона подготовит все необходимые документы. А наши чиновники, в свою очередь, ссылаются на то, что одно из животных из I приложения СИТЕС, и сначала документы должна предоставить принимающая сторона. «Играют в футбол», а хищники становятся мячами.

Волонтер Юлия Агаева, которая является одним из организаторов репатриации, в свою очередь, говорит, что не хотела бы обвинять кого-то конкретно, так устроена система. Регламенты, например, у нас не переписывались с 1973 года. Сейчас уже 21-й век!

Для репатриации животных были предприняты колоссальные усилия. Чтобы выбрать для них новый дом, организаторы проверили благонадежность каждого потенциального реабилитационного центра в Африке. Было рассмотрено 13 запросов, в том числе из ЮАР, но их отклонили из-за популярности трофейной охоты в республике. В результате выбор пал на Танзанию, страну-лидера по популяции львов. Животных готовы принять в реабилитационном центре Kilimanjaro Animal Crew, территория которого занимает 1,5 млн кв метров.

– Наш центр расположен на склонах вулкана Килиманджаро, мы единственный подобный центр в Танзании, где живут гепарды, слоны, зебры, сервалы, антилопы и много других животных, – говорит официальный представитель частного заповедника Александр. – Мы готовы принять Симбу и Еву уже на этой неделе, просторные вольеры для них построены. Сейчас решаем вопрос с разрешительной документацией, так как для Танзании это первый опыт приема диких животных, а тем более из России.

Вопрос финансирования репатриации в случае с Симбой и Евой удалось решить быстрее, чем преодолеть бюрократические преграды и получить документы. Расходы покрывает Русская медная компания. Именно поэтому так хочется надеяться, что российские дикие кошки еще до Нового года переедут в Танзанию.

«МК» отправил запросы также в МИД России и посольство Республики Танзания в Москве. На момент написания статьи ответы получены еще не были.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру