Университеты мира составили рейтинг проблем на дистанционке

Некоторым учебным заведениям грозит разорение

Мы часто ругаем отечественную систему высшего образования за неготовность противостоять вызовам, созданным пандемией коронавируса, и ругаем справедливо. Между тем глобальный опрос вузовского руководства, недавно проведенный Международной ассоциацией президентов университетов (IAUP), свидетельствует: лишь треть ректоров сочли свое учебное заведение готовым к COVID-19.

Самыми болезненными проблемами они назвали: неподготовленность преподавателей, дефицит необходимых технологий, не проработанность академических стандартов, социальную незащищенность студентов и урон, нанесенный дистантом психическому здоровью участников образовательного процесса, пишет глобальное издание University World News. Знакомая картина, не так ли?

Некоторым учебным заведениям грозит разорение

Итак, к началу текущего учебного года лишь 37% руководителей зарубежных университетов и колледжей сочли свои учебные заведения готовыми к полноценной работе в условиях пандемии коронавируса. Главными приоритетами в этой работе стали: здоровье и управление рисками (87%); финансовые проблемы (74%); поддержание качества программ (70%); сохранение уже набранных студентов (67%) и набор новых (58%).

«Между ситуацией в разных регионах, безусловно, имеется масса различий. Но главный вывод состоит в том, что с институциональной точки зрения мы не были готовы к новым условиям, и многие все еще считают их временными»,- подытожил результаты исследования президент IAUP Фернандо Леон Гарсия.

Другой неприятный вывод авторов исследования — нацеленность большинства университетов и колледжей не столько на перестройку всей своей работы в условиях пандемии, сколько на решение вызванных ею финансовых проблем: «Является ли вуз супер-инновационными, как, скажем, Калифорнийский технологический институт, или нет, но большинство не заглядывает дальше пандемии,- констатировал Гарсия.- А ведь пандемия лишь усилила вызовы, с которыми мы сталкивались до ее начала. Так что сейчас самое время определить, какие проблемы повторяются чаще всего, и какие инновации необходимы для обеспечения качества образования».

По части типичных проблем все ясно: главной, по оценке руководства вузов, является падение доходов (73%). Помимо этого, в пятерку лидеров входят: сокращение набора студентов (59%), схлопывание совместных проектов с бизнесом и промышленностью (56%), падение инвестиций в инфраструктуру (49%) и меньший доход от сбора средств (49%).

Казалось бы, все это сильно смахивает на финишную прямую системы высшего образования на пути к разорению. При этом, по косвенным данным, Гарсия, который также является президентом Университета CETYS в Мексике, сделал вывод, что финансовые последствия в Северной Америке кажутся более высокими — возможно, в силу «заметной зависимости ключевых игроков в США от иностранных студентов, число которых не достигло показателей годичной давности».

Между тем до половины представителей зарубежного ректорского корпуса не ожидают ни особо негативного, ни позитивного влияния пандемии на исследовательскую работу вузов (47%), на объемы инвестиций со стороны предпринимателей (50%) или на поддержку трудоустройства студентов (46%). Другими словами, все останется, как было, надеются они.

Тем не менее рейтинг главных проблем, привнесенных пандемией в систему высшего образования, по данным исследования, в глазах руководства вузов выглядит следующим образом. Безусловный лидер — вопрос академической успешности студентов (68%). Следом идут: общая финансовая стабильность (57%), вовлеченность студентов (51%), инклюзив (49%), а также снижение набора студентов (44%). При этом в данный момент наиглавнейшей проблемой для вузов и колледжей является подготовка преподавателей для работы онлайн, гибридного или дистанционного обучения (58%). Далее следуют заморочки с технологиями, необходимыми для онлайн-, гибридного или дистанционного обучения (54%); соблюдение академических стандартов (53%); экстренная финансовая поддержка студентов (45%) и поддержка психического здоровья студентов (40%).

Всё это крайне важно, ибо на будущее подавляющее большинство респондентов самыми распространенными способами предоставления образовательных услуг считают: сочетание онлайн-, гибридных и личных программ (71%). На втором месте идут чисто гибридные программы (70%); на третьем — онлайн-программы (67%) и альтернативные образовательные модели (66%). А это значит, что вузам, как некогда говорил классик, остается одно: «Учиться, учиться и учиться!»

Справка «МК»: "Выводы исследователей основаны на 763 ответах руководства колледжей и университетов из 89 стран мира. 36% ответов пришло из Европы, 35% из Северной Америки (Канада-Мексика-США), 15% из Азии и Океании и 11% из Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна. Около 62% составляли государственные университеты и 38% - частные учреждения".