Купания в проруби на Крещение вызвали критику богословов

Как относились к погружению в иордань в царской и советской России

Праздник Крещения Господня отмечают 19 января. И это один из самых популярных и парадоксальных праздников в России. Мы собрали исторические факты о Крещении в нашей стране, традициях крещенских купаний в проруби и святой воде. К ним в разные исторические периоды в России относились по-разному.

Как относились к погружению в иордань в царской и советской России

Начало парадоксам можно найти в самом названии этого праздника. Ведь слово «крест», как считает ряд исследователей, к нему никакого отношения не имеет.

И действительно, говорят они, было бы нелогичным объединять словом «крест» два важнейших, но абсолютно разных по содержанию события из земной жизни Христа, вдобавок далеко отстоящих друг от друга: обряд, совершенный над ним Пророком Иоанном в водах реки Иордан – крещение, и произошедшее много времени спустя распятие Спасителя на кресте.

По-гречески главная крещенская церемония называется «баптисма»: что переводится, как «погружение» (именно отсюда появился в западной архитектуре термин «баптистерий»: помещение, где крестят людей). Однако в славянских, русских переводах канонических церковных текстов это слово не прижилось.

Крест в привычном нам понимании - то есть две черты (в евангельских текстах - два бруса), расположенные поперек друг друга, у наших далеких предков именовался «крыж». «Крещение» же, по мнению этих исследователей, имеет в основе своей корень от древнерусского слова «крес», которое означало «огонь» (отсюда, например, столь привычный для наших прапрадедушек термин – «кресало», то есть камень для высекания огня). Таким образом «крещение» по своему изначальному смыслу должно трактоваться, как «возжигание». Обряд проводился, чтобы в душе человека вспыхнула «искра истинной веры, заложенной Богом». Но если понимать это действие дословно, получается парадокс: человека возжигают водой. Как можно породить огонь при помощи воды? Конечно, на самом деле такое формальное толкование применительно к празднику Крещения неприемлемо. 

Главным действием крещенского церковного праздника является освящение вод. В том числе очень часто духовенство шествует во главе крестного хода из храма к ближайшему водоему, во льду которого заблаговременно вырублена прорубь – Иордань, крестообразной формы. Там священнослужитель троекратным погружением креста, сопровождаемым соответствующей молитвой, освящает воды реки или озера.

Раньше по традициям, восходящим к древности, участники крестного хода после этого зачерпывали и пили освященную воду, символически умывали ею лицо.

В Российской империи в таком торжественном обряде принимал участие сам император. Главную иордань в Петербурге вырубали на Неве у Зимнего дворца. Над этой искусственной полыньей сооружалась временная часовня с примыкающими к ней широкой террасой и открытой галереей. На террасе священники совершали водосвятный молебен, а на галерею заблаговременно приносили знамена гвардейских полков. От ближайшего подъезда Зимнего дворца (его называли «иорданским») до самой часовни строили деревянные мостовую, сходни, мостики. Их покрывали коврами и украшали по краям флагами и гирляндами. Во время торжественного шествия вдоль выстраивались шеренгами гвардейские части (офицеры и солдаты были одеты в парадную форму, но при этом стояли в строю без шинелей и перчаток – такова одна из крещенских традиций). После обедни,  отслуженной в церкви Зимнего дворца, высшее духовенство во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским направлялось к Иордани служить молебен с водосвятием.

В торжественном шествии принимал участие император и другие члены семьи Романовых (мужчины даже в сильный холод были без головных уборов). В момент самого освящения вод, когда митрополит опускал в прорубь золотой «целовальный» крест, пушки, расположенные на стенах Петропавловской крепости и на стрелке Васильевского острова давали праздничный салют. Вслед за тем владыка зачерпывал специальным серебряным ведерком освященную воду из реки и окроплял ею всех собравшихся на льду Невы возле часовни, а затем проходил вдоль шеренги гвардейских знамен и окроплял их тоже.

После этого практически все участники крестного хода подходили к проруби, зачерпывали из нее освященную воду и выпивали несколько глотков, - и это при том, что в конце 19-го столетия Нева в черте города уже не отличалась особой чистотой. Сырую невскую водицу отхлебывал даже император (исключительная набожность помогала не сомневаться в том, что это действие пойдет только на благо, а не во вред организму). После этого государь там же, на Неве принимал военный парад: мимо часовни на Иордани церемониальным маршем проходили войска, стоявшие прежде шеренгами вдоль мостков, ведущих от дворца.

Любопытный момент. Во время революции 1905-го и даже годом позднее ради обеспечения личной безопасности Николая Второго церемонию крещенского крестного хода на водосвятие перенесли в более недоступное место – иордань тогда была устроена на пруду, находящемся на охраняемой территории дворцового парка в Царском селе. Об этом эпизоде в 1906 году Николай сделал такую запись в своем дневнике: «Обошел войска в Церковном зале и затем пошли к обедне. В 12 час. началось шествие к Иордани, которая была устроена у Грота на озере. Погода стояла чудная, тихая и солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и Царскосельский гарнизон».

Еще один штрих к «портрету» дореволюционных крещенских праздников в российской столице. Женская половина царской семьи (да и вообще представительницы прекрасной половины) далеко не всегда присутствовали при этом торжественном мероприятии. Причиной была наступившая холодная погода. Например, в 1913 году Николай Второй записал в дневнике: «Крещенский выход был по-прежнему, но только без дам. На Неве было совсем не холодно, несмотря на 7° мороза».

Традиция купаться в иордани, по поводу которой до сих пор продолжаются оживленные споры, появилась значительно позднее самого церковного праздника.

Об этом, ставшем столь популярным, ритуале читаем у известного религиозного философа и богослова Сергея Булгакова в его «Настольной книге для священно-церковно-служителей», выпущенной в 1913 году: "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов).

Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой - значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем".

Несмотря на весьма скептическую позицию церковных иерархов относительно купания в крещенский праздник, оно пользовалось большой популярностью на Руси. В исторических хрониках удалось найти упоминания о том, что одним из ярых сторонников такой ритуальной процедуры был царь Иван Грозный. Он заставлял своих ближних бояр сбрасывать шубы и нырять в прорубь. Причем, чтобы не вызвать гнев государя, следовало при этом сохранять веселое и довольное выражение лица, делая вид, что водная процедура на морозе выполняется легко и просто. Присутствовавшие возле Иордани зарубежные послы приходили от подобной картины в изумление и восторг. Многие современники полагали, что именно ради такого эффектного показа иностранцам удали и послушания своих подданных и затевал царь весь этот «ледяной спектакль».

(К слову сказать, о послах. В 2018 году на праздник Крещения в прорубь, оборудованную на реке Истра возле знаменитого подмосковного монастыря в Новом Иерусалиме, бултыхнулись несколько сотрудников американского посольства в Москве во главе с самим руководителем дипмиссии господином Джоном Хантсманом. Позднее в своем интервью телеканалу Fox News он рассказал, что сделал это, чтобы посоревноваться с Владимиром Путиным в количестве погружений в ледяную воду.) 

С традицией погружаться в прорубь на праздник Крещения связано немало любопытных, а порой даже трагических случаев.

Об одном из них (явно списанном с натуры) можно прочитать в романе известного русского писателя Николая Лескова «Соборяне» (1872 г.): «Госпожа Плодомасова вчера по водоосвящении прямо во всем, что на ней было, окунулась в прорубь. Удивился! Спросил - всегда ли это бывает? Говорят: всегда, и это у нее называется «мовничать». Экой закал предивный! Я бы, кажется, и жив от одной такой бани не остался».

Сохранилась история дореволюционного времени о том, как в одной из воинских частей солдатик, желая показать присутствовавшему у Иордани полковому начальству свою храбрость и преданность, переусердствовал и сиганул в воду прямо в шинели и с ружьем. Самого героя вытащили благополучно, но вот оружие он при погружении выпустил из рук. Пришлось за утонувшей винтовкой (как-никак казенная вещь!) нырять товарищам чересчур усердного вояки. Отыскали на дне это вооружение далеко не сразу. О последствиях столь суровой спасательной операции для здоровья ее участников умалчивается.

Если в царской России крещенские купания были вполне легальными и даже приветствовавшимися властью, то в СССР этот ритуал попал в разряд официально осуждаемых. Особенно активной подобная критика стала зимой 1949 года. Старт был дан фельетоном «Саратовская купель», напечатанным в «Правде». Автор, Иван Рябов, описывая случай массового купания в проруби жителей Саратова на Крещение, назвал это «глумлением над людьми», «обрядом, продиктованным идиотизмом старой жизни» и даже «порнографическим действом» (ведь некоторые из участников ныряли в прорубь фактически голышом). Кроме того журналист обвинял областные власти в потакании «дикому обряду»: «Как не совестно землякам Чернышевского идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времен язычества и бога Ярилы! Граждане этого большого университетского, индустриального города возмущены тем, что произошло в церковный праздник на волжском льду». Результатом появления данной публикации в главном партийном печатном органе страны стали едва ли не повсеместно проведенные по команде сверху собрания коллективов предприятий и организаций в стране, на которых выступавшие представители общественности «клеймили гневными словами дикий обычай, дошедший до нас со времен царизма».

Увы, бывали во время крещенских купаний и трагические происшествия. Одно из них случилось почти 10 лет назад на юге России. Описание этого ЧП удалось отыскать в соцсетях: «Прошедшее Крещение было омрачено случаем смерти после крещенского купания. В Новочеркасске, во время купания в реке Тузлов, скоропостижно скончался молодой мужчина. Мужчина сначала зашел в палатку для переодевания, а затем в одних плавках направился к проруби. Мужчина спустился в воду, окунулся с головой, и, пробыв короткое время в воде, вылез обратно на лед. Он сделал несколько шагов и упал без сознания. Несмотря на присутствие медиков и спасателей, мужчину не удалось спасти».

Очень неприятный случай произошел год назад во время празднования Крещения в Калининградской области. Во что написано о нем в одном из новостных порталов: «Инцидент произошел в ночь на 19 января в поселке Ровное Гвардейского округа в Калининграде. По словам очевидцев, 23-летний мужчина выступил с поздравительной речью и нырнул в прорубь головой вниз. Россиянин ударился о дно и затем появился на поверхности купели вверх спиною, что собравшиеся восприняли как розыгрыш. Пострадавшего спас сотрудник МЧС, вытащивший его из проруби. Мужчина признался, что не чувствует рук и ног. Его доставили в больницу на машине скорой помощи, где диагностировали перелом шейного отдела позвоночника».

На протяжении уже двух десятилетий происходит совершенно «эксклюзивный» крещенский обряд в нынешнем Пермском крае. Десятки людей приходят в знаменитую Кунгурскую пещеру, чтобы окунуться в существующие в этих подземельях водоемы – Большое озеро, Атлантиду, озеро Девичьих слез. Там же в одном из обширных гротов совершается приглашенным священником традиционная церковная служба, а после нее – церемония освящения вод. Нужно отметить, что купание в столь уникальных условиях все-таки не столь экстремально: воздух в пещере круглый год - плюс 5 градусов, соответственно такую же температуру имеет и вода в подземных водоемах. Это все-таки более терпимо, чем нырять в прорубь на речке, когда вокруг трещат суровые морозы. 

Есть в России и еще несколько мест, где крещенская служба и обряд освящения воды происходят под землей. Одно из самых примечательных – Спасский монастырь на берегу Дона неподалеку от селения Костомарово в Воронежской области. Монастырские храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах. Но посетить эти уникальные подземные помещения можно только в составе экскурсионных паломнических групп.

Читайте также: "Крещение 2021: приметы и традиции"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру