Динозавр в Tik-Tok и робот для школьников: будущее допобразования

В России становится все больше обучающих курсов по профессиям будущего в формате, доступном для детей

Современное дополнительное образование уже не может выглядеть так, как это было раньше. К такому выводу пришли эксперты на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда». Кружки, в которых дети обучаются, должны отвечать современным стандартам, делать для детей более доступными знания о профессиях будущего. А сама подача информации больше не имеет права носить лекционный характер. Дети третьего десятилетия двадцать первого века многозадачны, большая часть их жизни проходит онлайн, поэтому говорить с ними необходимо на понятном для них языке. Примеры проведения внеурочных занятий уже существуют на данный момент, преподаватели стараются быть гибкими, а в школах все чаще появляются кванториумы и IT-клубы.

В России становится все больше обучающих курсов по профессиям будущего в формате, доступном для детей

Пожалуй, самое первое, что мы можем заметить, смотря на современных детей, – это как много времени они проводят в Интернете, а именно в соцсетях. Порой даже складывается ощущение, что юные дарования буквально с пеленок держат смартфоны в руке и знают, как обращаться даже с самыми последними новинками, на каком-то интуитивном уровне. Сеть для ребенка сейчас – это такой же полноценный мир, как и офлайн. Внутри нее и друзья, и интересные занятия. Но не одним развлекательным контентом полнится Всемирная паутина. Наши школьники – это не бездари, которым только бы пострелять из несуществующей пушки, да построить несуществующий дом. В них большое количество жажды… жажды к знаниям. Именно поэтому так важно, чтобы мы, взрослые, наполнили Интернет ими, дав возможность детям всесторонне развиваться, получая необходимую информацию в доступной им форме.

Поддержка этой идеи исходит и от Правительства страны. На данный момент Министерство просвещения имеет свои аккаунты во всех известных социальных сетях, на них подписано в общей сложности миллион пользователей, из которых 13% – это обучающиеся до 18 лет, 27% – мужчины и женщины 35–45 лет и 16% – люди от 45 лет. В своих аккаунтах Минпросвещения проводит большее количество обучающих эфиров, доступных каждому: подключай и смотри. Только с марта прошлого года, когда дети ушли на удаленное обучение, было проведено более 100 сеансов по таким интересным и важным темам, как «80-летие профтехобразования», «Помнить – значит знать», «Будь здоров», «Спорт – это жизнь!», «Изобретай будущее!», «Шоу профессий», онлайн-марафон «Домашний час» и «Марафон открытий центров «Точка роста».

Последний был посвящен центрам образования цифрового и гуманитарного профиля. Педагоги и образовательные эксперты смогли поделиться друг с другом новыми методами и технологиями практикоориентированной работы с детьми, обсудить свои достижения и планы на будущее. Только за этот год в стране в рамках нацпроекта «Образование» открылось почти 3 тысячи  центров «Точка роста». На сегоднящний день в 81 субъекте РФ при сельских школах и учебных заведениях малых городов работают уже 5 тысяч таких организаций. Все центры оснащены современным оборудованием, с помощью которого дети осваивают общеобразовательные предметы и занимаются проектной деятельностью в кружках. 

Еще одним удачным примером использования социальной сети для развития детского ума и кругозора на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» поделился блогер и автор проекта «Палеогород» Антон Барашенков. Он открыл свой канал в социальной сети, где в игровой форме коротких видео рассказывает и, что не менее важно, показывает детям, как выглядели динозавры, чем они питались, где их останки можно найти и другие палеонтологические «фишки». Сейчас на канал блогера подписаны более 200 тысяч человек. Один ролик про волгоградских мозазавров собрал более 5 млн просмотров! А фото аммонита – более 400 тысяч просмотров и более 5000 репостов. Только представьте, какой интерес эта тема вызвала у ребят. А что если бы тот же материал был подан в виде толстой книги, с не цветными картинками? Какое максимальное количество школьников могло бы ее посмотреть?

Большой вклад в развитие обучения онлайн в тяжелый период удаленки внесли и другие социальные сети. Так, например, на видеохостинге YouTube увеличилось количество обучающих видео и курсов. Некоторые преподаватели загрузили туда свои уроки, чтобы ребенок мог всегда вернуться к пройденному материалу и повторить или более детально разобрать его. А в социальной сети «Одноклассники» появились новые виды видеозвонков для того, чтобы дети могли испытать полное погружение во время урока.

Но не едиными социальными сетями заканчивается современное дополнительное образование. Отдельной вехой в прорыве подготовки детей к жизни в будущем стали многочисленные технопарки. Пять лет назад Владимиром Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей». В этой стратегической инициативе было предусмотрено создание детских центров «Кванториум» во всех регионах РФ. Именно в Кванториумах находит свое отражение STEM-подход к обучению. Это универсальный практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с задачами любой сложности. Миссия Кванториумов – содействие ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедрение эффективных моделей образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны.

То есть в специальных технопарках ученики могут не только послушать, как изменяются химические элементы при реакции с другими, но и сами это попробовать провернуть. Это гораздо более эффективный подход. Школьники становятся вовлечены в процесс, делая что-то своими руками. Одни роботы в классах по робототехнике чего стоят! Больше это не скучное занятие по физике, где нужно припаять один транзистор к другому. Юные ученые создают целые механизмы, которые на их глазах начинают свою жизнь. Кванториумы реализуют проектный подход к обучению в рамках 13 перспективных направлений (или квантумов): Энерджиквантум (энергетика); Хайтек (умные технологии); Промробоквантум (промышленная робототехника); Промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства);  Наноквантум (работа с наноматериалами); Космоквантум (различные области космонавтики); Геоквантум (геоинформационные технологии); Биоквантум (биология); Аэроквантум (летательные аппараты); Автоквантум (наземный транспорт); VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность); IT-квантум (прикладные информационные технологии); DATA-квантум (анализ информации).

В прошлом учебном году появилась еще одна интереснейшая практика. В Москве начали работу IT-классы. Это классы, в которых школьники изучают перспективные цифровые технологии, здесь преподаватели смогут подготовить учащегося к дальнейшему поступлению в вуз на IT-специальность. В системе российского образования уже существуют специализированные профориентированные классы, предназначенные для ознакомления и определенной подготовки школьников к возможной будущей профессии. Основная задача создаваемых классов – собрать в одном месте наиболее перспективных и способных школьников, желающих в дальнейшем продолжать свое образование в области цифровых технологий (так называемое предпрофессиональное образование). Пока дополнительное обучение идет по 6 направлениям: программирование, информационная безопасность, моделирование и прототипирование, робототехника, технологии больших данных, технологии связи. IT-классы предназначены для учеников 10-х и 11-х классов. Здесь будет углубленная подготовка по профильным школьным предметам (математика, информатика, физика), для изучения которых будут выделены дополнительные академические часы. Ученики получат представление, что такое IT-технологии, принципы их освоения, а также смогут оценить свои силы и способности для дальнейшего их изучения в вузах. Кроме этого, на базе каждого IT-класса будет IT-полигон, где создадут все необходимые условия для качественного изучения дисциплин и предметов, начиная с материальной части для робототехники и заканчивая современными компьютерными системами. Выпускники таких школ смогут претендовать на вакансии в ведущих IT-компаниях России.

По словам экспертов, участвовавших во Всероссийском форуме, это лишь самое начало пути к качественному и доступному дополнительному образованию. С помощью диалога и современного взгляда на обучение может возникнуть множество идей, как помочь нашим детям получить профессию будущего, а стране в свою очередь – устойчивое развитие.

«Проект «Новая образовательная среда» наглядно показывает, как можно получить синергию от диалога и с родителями, и с педагогами, и с учащимися. В ходе первых сессий мы не только разъяснили основные шаги по развитию системы образования и представили новые смыслы в работе над национальными проектами, но и получили реакцию на эти изменения, поняли ожидания. Мы планируем расширять это взаимодействие, проект получит продолжение, больший акцент будет сделан на работу с регионами», – заключил министр просвещения Сергей Кравцов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру