Эксперты рассказали, когда следует ждать отмены масочного режима

Люди все чаще отказываются от средств индивидуальной защиты — и напрасно

На входе в метро — тормозишь и отработанным движением извлекаешь из кармана защитную маску (благо, перчатки по сезону и так на руках). Вжав голову в плечи, проходишь мимо патруля службы безопасности — а мало ли? Но патруль чаще всего не интересуется ни масками, ни перчатками: рядом в толпе идут люди без перчаток, в масках на подбородке, а порой и вовсе без средств защиты. Говорят, где-то за эти нарушения ловят — несколько месяцев назад точно ловили. А сейчас — неужто пандемия кончается и уже всё можно? Специалисты однозначно говорят — пока нет. «МК» узнал, кто и почему начал «масочный стриптиз» раньше времени и почему им почти никто не мешает.

Люди все чаще отказываются от средств индивидуальной защиты — и напрасно

- Маску наденьте, пожалуйста! - устало говорит кассирша в сетевом супермаркете. Покупатель, долговязый мужчина лет 30, недовольно хмыкает: «А если у меня нет?». Кассирша молча показывает на лежащую рядом стопку масок, пять рублей штучка. Бормоча что-то про коррупцию и бардак, мужчина все-таки надевает маску — он слишком трезв для серьезной позиционной борьбы за свои права, когда сзади наседает вечерняя очередь. Инцидент исчерпан. Перчаток, конечно, на мужчине нет — да и ни на ком их нет, кроме как на самой сотруднице магазина: борьба за прикрытые руки в Москве ведется короткими кампаниями.

- У меня уже есть антитела, я привился и могу даже справку показать! - рассказал покупатель уже после выхода из магазина корреспонденту «МК». - В конце концов, я и делал эту чертову прививку прежде всего чтобы вернуться к нормальной жизни, разве не так? И для окружающих уже не опасен.

Ответ на вопрос, «почему» в магазине клиентов все-таки принуждают надевать хотя бы маски, не так сложен: потому что никто не отменял постановления Роспотребнадзора и указы мэра Москвы, в которых масочный режим объявлен обязательным для всех торговых организаций, общепита, транспорта и других общественных закрытых мест. Сложнее ответить на вопрос - «зачем»: неужели простая формальность?

Защита рта и носа масками либо респираторами — самая действенная, по актуальным данным ВОЗ, мера по предотвращению распространения коронавирусной (кстати, и любой другой воздушно-капельной) инфекции. Не «для защиты носителя», а «против эпидемии», то есть разговор — как мы уже должны были привыкнуть за 2020 год — идет на уровне не человека, но «популяции». Раньше, надо сказать, говорили хотя бы о «населении», не приравнивая людей к животным — но теперь вот так, и нам, как говорится, с этим жить.

Как сообщил журналистам врач-иммунолог Владислав Жемчугов, главный критерий необходимости масочного режима — наличие или отсутствия у населения «достаточной иммунной прослойки». Достаточная — это 60 — 70% людей в данном конкретном регионе, обладающих иммунитетом, включая и переболевших, и вакцинированных. Эти показатели, по мнению Жемчугова, могут быть достигнуты в Москве к концу весны 2021 года. Причем столица будет первым из готовых к снятию масок регионов: почти 825 тысяч вылечившихся от коронавируса на начало февраля и высокие темпы вакцинации — к середине января прививку получили около 140 тысяч москвичей.

По мнению главы Роспотребнадзора Анны Поповой, масочный режим может быть снят в течение 2021 года. Интересно, что российские специалисты и должностные лица в этом смысле едва ли не самые оптимистичные в мире: например, американские эксперты призывают население готовиться минимум к многомесячному масочному режиму, а максимум — к тому, что маски станут новой нормой жизни навсегда.

- Мы вряд ли снимем маски в ближайшее время, если люди продолжат вести себя так же, как сейчас, - отмечает Колин Крафт, главный врач университетской больницы Эмори в Атланте (США). - Полагаю, нас ждет минимум год такой заболеваемости. Многие отказываются носить маски, оправдывая это личной свободой. И я думаю, что такое поведение продлевает пандемию и затрудняет борьбу с ней.

Те, кто считает неношение масок важным моментом защиты своей личной свободы, есть и в России. «Я отстаиваю свое право самостоятельно принимать информированные решения о том, что опасно для меня и окружающих, а что нет, - отмечает Елена К., художник, избегающий масочного режима везде, где это возможно. - Надо понимать, что попытки заставить всех без исключения носить маски и перчатки — это тренировка послушания, нас тренируют не думать, а беспрекословно подчиняться. Считаю это несовместимым с человеческим достоинством».

Так или иначе, на данный момент очевидно: масочный режим в статистически значимом большинстве общества может поддерживаться только достаточно жесткими мерами. И держится он только там, где есть постоянный мониторинг. Потому что если в том или ином помещении — мастерской, парикмахерской, спа-салоне — нет камер слежения, есть огромная вероятность, что именно там мастер предложит вам: «Давайте, может быть, снимем маски?».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28471 от 3 февраля 2021

Заголовок в газете: Какие лица — и без охраны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру