За кулисами сериала "Ищейки": "Снимать на курорте - ужасно"

Режиссер рассказал о женских недостаточках, карантинном кошмаре и отдыхающих

Александра Кушнир катается на велосипеде, практикует йогу и пытается быть респектабельной женщиной и хорошей матерью. Однако личные драмы в сочетании с вечным цейтнотом неизменно ведут к переживаниям, слезам и сладким антидепрессантам. В пятом сезоне «Ищейки» героиню Анны Банщиковой постоянно испытывают на прочность, но она не сдается.

Режиссер рассказал о женских недостаточках, карантинном кошмаре и отдыхающих
Фото: пресс-служба первого канала

Адаптация западных сериалов — занятие весьма рискованное и не гарантирующее успех. Ситкомы вроде «Ворониных», «Моей прекрасной няни», «Не родись красивой» воспринимались местной публикой с большим энтузиазмом, но проекты посложнее далеко не всегда становились здесь хитами. С «Ищейкой» продюсеры вытащили поистине счастливый билет. К пятому сезону про Александру Кушнир вроде бы известно абсолютно все, однако ее черноморские приключения по-прежнему становятся желанным вечерним развлечением для любителей сериалов.

Первые три сезона снимал знаменитый режиссер Владимир Брусникин — и именно он сделал из типично американского теледетектива весьма ироничный сериал, где шуткам, нелепым ситуациям и сладостям внимания уделено иногда больше, чем расследованиям. После смерти Брусникина от сердечного приступа в режиссерском кресле проекта оказался Андрей Головков, который некоторое время назад превратил сюжет про хоккей в настоящий молодежный хит. Герои его «Молодежки» стали очень популярными актерами, а сам сериал растянулся на несколько сезонов.

В «Ищейке» режиссер старательно сохраняет брусникинские наработки и упорно лишает Александру Кушнир ощущения покоя и удовлетворенности. В беседе с «МК» Андрей Головков обсудил женские недостаточки, режиссерский кошмар и работу в курортных условиях.

— В пятом сезоне главная героиня настолько погружена в свои личные и семейные проблемы, что удивительно, как у нее остается время на розыск разных негодяев. Этот сезон таким и задумывался?

— Да, это ключевая линия пятого сезона. Если вернуться в четвертый сезон, то там главной причиной нехватки времени на работу было рождение у Александры Кушнир ребенка. Сейчас, когда ребенок начинает подрастать, талант ищейки притупляют разные личные ситуации, но Кушнир держится с достоинством.

— Все это было в сценарии или проявилось уже в процессе съемок?

— Все это было написано. В процессе съемок рождаются какие-то импровизационные моменты, шутки, но канва или горизонтальная линия существования героини с первой по шестнадцатую серию, конечно, уже написана и неизменна.

— Если я правильно информирован, то сейчас уже идет работа над шестым сезоном. Это по-своему удивительно, потому что так долго обычно ситкомы живут, а не сериалы, где каждый эпизод — законченный фильм…

— Это действительно сложный жанр, когда каждая серия представляет собой законченный фильм. Конечно, хотелось подольше посмаковать расследования — все-таки для детективного фильма серия в 48 минут иногда маловата, чтобы раскрыть уголовное дело. Но, может быть, именно в таком формате и видна вся гениальность нашей героини, которая меньше чем за час экранного времени готова распутать сложнейший узел, несмотря на все трудности в личной жизни. Такое не надоедает.

— Но от критики, наверное, все равно не спастись. У нас же все знают, как нужно шутить, как в футбол играть, как кино снимать…

— Всем не угодишь, мы спокойно воспринимаем критику. Но есть объективная критика, а есть бесполезная. Хотя если критикуют — значит, все хорошо делаешь. Ведь если обсуждают за спиной, ты идешь в правильном направлении.

— Вам как-то помогло то обстоятельство, что «Ищейка» — это американский формат, и поэтому всегда можно обратиться к оригиналу?

— Когда «Ищейка» запускалась в России режиссером-постановщиком Дмитрием Владимировичем Брусникиным, то это действительно была адаптация. Приезжали американцы, и даже наши сценаристы писали с тех серий, которые были в американском сериале. Я посмотрел оригинальный формат и могу сказать, что это американский детектив, который здесь вряд ли имел бы успех. И наша «Ищейка» полюбилась зрителям, потому что мы очень очеловечили главную героиню. У них тоже есть и мама героини, и ее сотрудники, но все они выполняют больше технические функции. У нас стараниями Дмитрия Брусникина получился именно ироничный детектив. Александра Кушнир — прежде всего женщина и потом уже следователь. И вся ее неловкость, несуразица, пристрастие к сладкому и другие слабости, как правило, не чужды обычным людям. Женщины смотрят на Кушнир и видят какие-то свои черты, мужики могут усмехаться: «Вот и у меня жена такая же». Мы не настолько гордо несем звание полковника Министерства внутренних дел, что и прикопаться ни к чему нельзя. У всех есть личная жизнь, и в нашем сериале она разворачивается гораздо сильнее, чем в американском.

Режиссер Андрей Головков и актриса Анна Банщикова на съемках «Ищейки».

— Американская ищейка к сладкому равнодушна?..

— У нее была какая-то слабость, но незначительная, скорее протокольная. Мы же все увеличили в несколько раз. И если там она съедала, образно говоря, одну конфету, то у нас — все десять. Такие эти женские недостаточки мы не скрываем, а наоборот, показываем, что, конечно, вносит ироничную нотку. Анне Банщиковой очень нравятся эти нелепости в ее героине, и она с удовольствием их играет.

— Все натурные съемки у вас проходили в Геленджике, и со стороны может показаться, что это прямо-таки работа мечты. А как на самом деле?

— На самом деле снимать на курорте — это ужасно. На морском побережье лучше отдыхать, а когда отдыхают все остальные, а вам приходится работать, то хуже вдвойне. Ну и конечно, вы можете себе представить, что такое Геленджик летом. Сейчас, когда границы закрыты, там отдыхают абсолютно все. А летом 2019 года отдыхала весьма своеобразная публика. Этим людям по бараану, что идут какие-то съемки. У них две недели отпуска, и они будут ходить там, где им удобнее, и смотреть, что у нас на площадке происходит. А съемки и посторонние люди — несовместимые вещи, поэтому работать было тяжеловато. Летом набережные и пляжи можно снимать только ночью, когда там никого нет. Поэтому действие часто разворачивается за городом, в красивых пейзажах, подальше от курортного беспредела.

— И еще я слышал, что в финале работы над пятым сезоном объявили карантин, и все пришлось свернуть…

— Мы не успели отработать четыре смены. Это было уже в Москве, где в павильоне мы снимаем эпизоды, действие которых разворачивается внутри полицейского участка. В итоге пришлось свернуть всю работу.

— Вот так, наверное, выглядит настоящий продюсерский кошмар…

— Конечно. Все арендованные договоры замораживаются, людей нужно куда-то деть. Но это не только продюсерский кошмар. Мы отпустили актеров больше чем на четыре месяца, и за это время кто-то наелся и прибавил в размере, кто-то подстригся совсем не так, как в начале съемок… Это серьезные проблемы, когда актер в костюм не влезает или приходится с прической мудрить.

— На какой стадии сейчас съемки нового сезона?

— Половина уже снята.

— Работать на курорте зимой, наверное, еще грустнее, чем летом. Народу, конечно, мало, но погода может удивлять…

— Местные жители считают, что у них зимой прекрасная погода, но для московского жителя есть неудобства. Сильнейшие пронизывающие ветра, влажность от моря — находиться в таких условиях на улице по двенадцать часов, как это бывает на натурных съемках, совсем неприятно. Приходится надевать на себя все что есть. Но туристов действительно почти нет, и пустые набережные, наверное, единственный плюс. Правда, там половина заведений не работает, но это уже не так страшно. Конечно, на курорты лучше смотреть летом, когда солнце, голубое море… Зимой все гораздо мрачнее. Но для сериала это даже неплохо.

— Многие ваши коллеги замечают, что снимать комедийные сцены не так весело, как смотреть их. Вы на съемках часто смеялись?

— Пока снимаешь шутку, ты так ей наедаешься, что в финале уже сомневаешься, то ли мы вообще делаем. Шутки хороши в импровизации. У нас много моментов, когда концовки фраз, всякие высказывания рождаются во время репетиций, и в сценарии их нет. Все актеры сериала, включая Анну Банщикову, обладают хорошим чувством юмора, и я это приветствую, хотя иногда приходится себя усмирять, потому что некоторые импровизации не пропустит ни один канал. Но когда, насмеявшись на репетициях, начинаешь снимать, то уже не так смешно.

— Вы снимаете «Ищейку» с четвертого сезона, поэтому подбором актеров не занимались. Можете ли вы себе представить, что полковника Кушнир сыграл бы кто-нибудь кроме Анны Банщиковой?

— Уже поздно представлять. Может быть, на первом сезоне у тебя еще возникают сомнения насчет того, что кто-то другой смотрелся бы в этой роли лучше. А на шестом сезоне даже авторы пишут на ту актрису, которая играет главную роль. Здесь все настолько сложилось, что даже мысли о возможных переменах не посещают. Можно сказать, что я пришел в готовый мир и, работая здесь, получаю только удовольствие. А вообще искать персонажей очень сложно, хотя и интересно.

— Кроме «Ищейки» вы снимали «Молодежку», «Ранетки» и другие проекты. Можно ли сравнивать эти сериалы?

— «Ранетки» — больше павильонная история со всеми рутинными особенностями, когда все очень однообразно. Но там были задействованы молодые ребята, они не давали заскучать. В «Ищейке» и «Молодежке» разнообразия, конечно, больше. В одном случае — побережье, детектив, преступления; в другом — спорт, задор, ледовые баталии, много актеров и сценарных линий. Это разные проекты, но работать над ними было очень интересно, особенно когда они по душе зрителям.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28471 от 3 февраля 2021

Заголовок в газете: Андрей Головков: «Снимать на курорте — это ужасно!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру