На сегодняшний день в мире живут две кошки, оказавшиеся полностью «на бионическом ходу» - то есть передвигающиеся на четырех лапах-протезах. Обе они обитают на территории нашей страны, далеко за Уралом – в Новосибирске и Новокузнецке. И у обеих один и тот же врач-спаситель.
Серая красавица британской породы попала в беду зимой 2018-го. Кошечка то ли потерялась в дачном поселке под Новокузнецком, то ли хозяин ее там бросил. В итоге животное долгое время провело на морозе в сугробах. Уже практически умиравшую «британку» заметили неравнодушные прохожие, подобрали, отогрели. Потом шефство над ней взяла волонтер – пенсионерка Нина Полосухина.
Когда привезла свою новую подопечную, которую назвала Дымкой, в ветеринарную клинику, оказалось, что дело плохо. У кошки были отморожены не только часть хвоста и кончики ушей, но, самое главное, - все четыре лапы, нижние части которых пришлось ампутировать.
На оставшихся после этого культях Дымка могла только переползать с места на место. Вряд ли в таком состоянии животное долго бы протянуло. Но врач, который оперировал кошку, посоветовал Нине Владимировне обратиться к ветеринару-хирургу из Новосибирска, Сергею Горшкову. Этот чудо-«доктор Айболит» разработал уникальную методику протезирования конечностей для животных.
Так Дымка оказалась в столице Сибири, где ей сделали операцию по установке бионических протезов. Любимица Нины Полосухиной стала в итоге второй кошкой в мире, которая перемещается теперь на четырех искусственных лапах.
А «первопроходцем» в этой области стал кот Рыжик из Томска. Его прооперировали подобным образом, поставив протезы вместо всех четырех ампутированных лап, годом раньше, и после этого усатый-полосатый так и остался жить при ветклинике, где работает Горшков.
О том, как Дымку снабдили «металлическими ногами», рассказал на одном из ресурсов в интернете сам автор уникальной технологии.
По словам ветеринара-«золотые руки», к операции пришлось готовиться около полугода. Была сделана томография всех сохраненных после ампутации частей лап кошки и с учетом анатомических особенностей разработаны индивидуальные по конструкции протезы.
Затем в соответствии с чертежами на 3D принтере изготовили объемные модели. Бионические протезы сделаны из сплава на основе титана. Чтобы они лучше срастались с костной тканью, поверх металла нанесли специальный кальций-фосфатный слой. А опорную часть – такие «копытца», - выполнили из силикона.
Сперва Дымке имплантировали «ходунки» на две передние лапы (на них у кошки приходится большая часть нагрузки от веса тела). Потом – через несколько недель, - на две задние. Одной из проблем было не допустить, чтобы животное пыталось опираться на конечности до того времени, пока протезы не прирастут к костной ткани. Но и с этой задачей ветеринарам удалось справиться.
Дымка оказалась благодарным пациентом. Она буквально за неделю адаптировалась к своим новым титановым лапам и потихоньку начала ходить на таких «копытцах». А позднее серая «британка» приспособилась с их помощью потягиваться по-кошачьи
Горшков с удовлетворением отметил, что животное быстро приспособилось к новым фрагментам тела. По его словам, Дымка «используют свои протезы по назначению, даже умудряется ими умываться. Не было случаев, чтобы животное пыталось избавиться от протеза, выгрызть его. Протез не воспринимается как инородное тело, поскольку приживается полностью и не доставляет неудобств».
После той беды, которая случилась с ней зимой 2018-го, Дымке повезло на отзывчивых людей.
Врач-энтузиаст занимался ее протезированием в собственные выходные. Пенсионерка-энтузиаст не пожалела своего времени и средств, чтобы отвезти пострадавшее животное в Новосибирск и провести там сложную операцию. Нашлись и еще неравнодушные люди, которые, узнав про эпопею со столь необычным спасением кошки, присылали на ее лечение деньги, без этой помощи Нине Полосухиной было бы трудно оплатить все затраты по спасению Дымки.
Летом 2019-го кошка-киборг благополучно вернулась в квартиру Нины Владимировны. Однако на этом ее приключения не закончились. Весной прошлого года непоседливая «мурлыка», которой хозяйка старалась не давать слишком активно бегать, а тем более прыгать на протезах, все-таки ухитрилась ускользнуть от опеки и проявить чрезмерную физическую активность. В результате протезы оказались повреждены.
Пришлось вновь отправлять Дымку в Новосибирск к ее спасителю Сергею Горшкову. Он заменил пострадавшие от чрезмерной нагрузки титановые фрагменты. Однако с возвращением после этого кошки домой в Новокузнецк возникли проблемы. Виною тому – пресловутый коронавирус. Из-за разгула эпидемии и введенных в связи с этим строгих карантинных мер приехать за своей любимицей в другой регион Нина Владимировна не могла. Вынужденная разлука длилась на протяжении двух месяцев, в течение которых хозяйка общалась с Дымкой по скайпу.
Их воссоединение произошло лишь в мае. Казалось после этого, что теперь все будет в порядке. Однако, увы, идиллия длилась лишь около полугода. В конце 2020-го Дымка осиротела: ее любимой хозяйки Нины Полосухиной не стало.
С тех пор заботу о необычной кошке «на металлическом ходу» взял на себя сын Нины Владимировны Игорь Полосухин. «…Кошке нужен особенный уход, но я справляюсь… Дымка мамина кошка и память о маме, теперь она живет со мной. Конечно, я работаю, но работа не мешает мне ежедневно ухаживать за Дымкой», — так прокомментировал он свое решение.