Вывод данных геолокации россиян из-под тайны связи оценили юристы

«Человек должен иметь возможность перемещаться приватно»

Данные о местоположении мобильного телефона или планшета предлагается исключить из-под действия нормы о тайне связи. С такой инициативой выступили в Минцифры. То есть операторы сотовой связи по запросу госструктур будут обязаны предоставить данные о местонахождении абонента. По словам замминистра Олега Иванова, это поможет оперативному поиску пропавших без вести. Однако у экспертов идея «пробивать» местоположение людей по первому требованию органов вызвало неоднозначную реакцию.

«Человек должен иметь возможность перемещаться приватно»

тестовый баннер под заглавное изображение

Больше двух десятков лет личные права рядовых абонентов сотовой связи в части конфиденциальности были относительно соблюдены. Закон «О связи» защищал не только их звонки, переписку, но и данные о передвижении. Теперь Минцифры предлагает местонахождение абонентов тайной связи не считать.

Довод вроде как гуманный – ускорить поиск пропавших людей. Как заявил замминистра Олег Иванов, в стране ежегодно теряются десятки тысяч граждан, в том числе дети, старики. Для их поиска привлекают добровольцев, специализированные поисковые отряды, правоохранителей. Неоценимые данные, по словам Иванова, имеют  операторы сотовой связи. Данные геолокации абонента упрощают поиск и часто спасают жизнь. Однако чиновник сетует: сейчас координаты абонентских устройств считаются тайной, операторы обязаны ее обеспечивать, и делятся ими только по решению суда. 

А поисковые работы требуют максимально оперативной работы. Поэтому в ведомстве предлагают этот барьер ликвидировать и по первому требованию госструктур предоставлять координаты устройств нужного абонента.

Технически это выглядит просто: работающий телефон или, скажем, планшет постоянно передает координаты абонента на вышки сотовой связи.

– Это не просто отслеживание по GPS или ГЛОНАСС – галочку убрал геолокации – и тебя вроде как не видно. Это отслеживание координат по базовым станциям оператора связи, - пояснил «МК» технические особенности определения перемещений абонента инженер, ведущий специалист в области IT-технологий и сотовой связи Андрей Сергеев. – Абсолютно любой телефон, планшет, и вообще всякое устройство, которое использует сим-карты наших операторов, будет «пробиваться», даже если там нет GPS или ГЛОНАСС. Но если телефон выключен, то и определить координаты будет нельзя – трубка в сети не зарегистрирована, и оператор не видит, где перемещается этот телефон. Как только он включится, он тут же найдет сеть, подключится к ретранслятору и сразу оператору покажет свое местоположение.

Что касается точности, то эксперт отмечает: даже в условиях плотной городской застройки в больших городах точность при определении местоположения может доходить до 20 метров.

– В лесу или на открытых пригородных пространствах, где вышек мало или почти нет – погрешность в определении может вырасти до 200 метров, – добавил эксперт. 

Часть юристов ничего драконовского в инциативе не видят.

– С точки зрения юриспруденции ничего нарушающего права я не вижу, - заявляет юрист, правозащитник Илья Лосев. – Эта информация не относится к конфиденциальной. При приобретении сим-карты вы автоматически даете разрешение телефону регистрировать вас в сети, а значит, и оператору - определять свое местоположение. И надо понимать, что определение координат - это не то же самое, что прослушивание звонков, изучение фото- и видеоматериала на телефоне или отслеживание переписки. Кстати, силовые ведомства, органы государственной власти и раньше могли эту информацию использовать. Конечно, при условии, что есть спецзапрос или решение суда. Но это, как я понимаю, усложняло и тормозило некоторые оперативные процедуры. Я считаю, что эти сведения не совсем уж конфиденциальные, и тайны нет.

С этим не согласен адвокат Дмитрий Аграновский.

– Это наступление на свободу передвижения, - объясняет свою позицию адвокат. – Свобода передвижения – это не только возможность перемещаться из точки А в точку Б, это и наше право сделать это приватно, при условии, что мы при этом никакие законы не нарушаем.

Мои перемещения – это такая же тайна моей частной жизни, как телефонные звонки, имена и адреса, переписка. То есть человек должен иметь возможность перемещаться приватно, не то, что тайно, но – приватно. Далеко не каждому хочется, чтобы его передвижения были известны всем, в том числе и спецслужбам. Тут надо соблюдать какой-то баланс. Понятно, что у спецслужб свой государственный интерес, но и неприкосновенность частной жизни граждан – она же гарантируется Конституцией. Поэтому я считаю, что Минцифры своей инициативой перегибает палку.

Юрист считает, что объективно в предлагаемых ведомством поправках сейчас нет необходимости.

– И самое главное – у тех же спецслужб никогда нет проблем с получением разрешения на персональное отслеживание телефона того или иного абонента по решению суда. А суд все-таки - это орган государственного контроля, - добавил адвокат Аграновский.

Тем не менее, в Минцифры уже готовы соответствующие поправки в закон «О связи». Замминистра Олег Иванов уверяет – предложение исключить данные о местоположении мобильного телефона из-под действия нормы о тайне связи не нарушает ни один пункт закона о персональных данных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру