Любовь к Родине по советским рецептам: как воспитать патриотизм молодежи

Менять ориентиры нелегко

Тема патриотического воспитания снова в общественной повестке. Приняты поправки в федеральный закон «Об образовании». Воспитательная функция оказалась законодательно закреплена за учебными заведениями. С сентября 2020 года эта инициатива распространяется на школы, с сентября 2021 года — патриотическим воспитанием обязаны заниматься также высшие учебные заведения. Почему данная инициатива вызвала столько беспокойства и какие опасности несет в себе воспитание патриотов?

Менять ориентиры нелегко

Отметим сразу, Россия в своем желании «государственного продвижения» патриотизма не одинока. Так или иначе все современные цивилизованные государства хотят, чтобы их граждане ответственно относились к своей стране, любили ее и были готовы работать на ее благо. Вот только в термин «патриотизм» каждая страна вкладывает что-то свое, акценты расставлены по-разному, да и методы «воспитания» у всех свои. Кстати, интересно, что патриотическое воспитание — это сугубо российская конструкция, которую сложно перевести на международные языки. В зарубежных странах в основном акцент делается на гражданское обучение: школьники должны знать свои права и обязанности, ответственно относиться к своему сообществу, соблюдать традиции, толерантно относиться к этническим меньшинствам и прочее. Любые попытки заняться именно воспитанием по единому образцу и шаблону тут же подвергаются резкой критике.

В сентябре 2020 года в одном из своих выступлений тогдашний президент США Дональд Трамп анонсировал планы по созданию комиссии для «продвижения патриотического воспитания школьников», чем вызвал шквал критики своих противников. Инициативу назвали политически мотивированной и ущемляющей права и свободы граждан, в том числе за счет навязывания единой образовательной программы всем американским школам. Схожая ситуация, например, в Испании или Великобритании: в этих странах имеются достаточно автономные регионы, поэтому любая попытка унифицировать «любовь к Родине» воспринимается как ущемление в правах значительной части населения. Поэтому основные акценты «патриотизма» смещены в сторону малых дел, волонтерства, идеи служения. Патриот — это в первую очередь человек ответственный, готовый помогать своему сообществу и, как бы банально это ни звучало, содержащий свой подъезд и двор в чистоте.

Важная роль в процессе воспитания ответственных граждан в западных странах отводится технологии обучения служению («service learning»). Сервисное обучение характеризуется непосредственной взаимосвязью между образовательной программой и реальными кейсами, когда полученные в аудитории знания применяются для решения реальных проблем сообщества. Например, студент, изучающий курс физиологии старения, может применить знания и навыки, пройдя практику в местном доме престарелых. А, например, студент-журналист может стать внештатным корреспондентом какого-то социально ориентированного НКО и помогать освещать значимую экологическую проблему.

Что же вкладывается в патриотическое воспитание в России? Согласно тексту закона, патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа». С одной стороны, формулировка достаточно обширна и в принципе безобидна, однако опасение у критиков в первую очередь вызывает консервативность подхода по обучению патриотов, унаследованная еще с советских времен. Критики опасаются эффекта «path dependence», а именно зависимости от советского опыта практики воспитания «правильной» молодежи. Есть опасение, что все обучение патриотизму в конечном счете сведется к разучиванию военно-патриотических песен и возложению цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны. При всей значимости для нашей страны даты 9 Мая и памяти о войне, которая коснулась каждой семьи, патриотизм не может строиться только на одном этом событии.

Сегодня мы можем наблюдать серьезное смещение акцентов по восприятию патриотизма в российской молодежной среде. Главной чертой советского патриотизма была готовность встать на защиту Родины, включая службу в армии. Так считало 86% советской молодежи (опрос 1985 года). У сегодняшних же молодых людей больший запрос на патриотизм малых дел. Чтобы быть патриотом, можно быть просто полезным своей семье, своему двору, своему сообществу. Практика обучения служению была бы очень востребована у этого поколения.

Понятно, что менять ориентиры патриотического воспитания нелегко. У нас не было другого опыта, поэтому активно продолжают заимствоваться образцы прошлого. Но иначе ничего хорошего из этой инициативы не получится. Патриотизм в современном мире должен строиться на идее культурного взаимодействия, выстраивания дружественных международных связей, развитии науки, защите экологии, ответственном отношении к себе и окружающим. Все эти идеи отвечают ценностям и потребностям современного молодого поколения. И если мы сможем избавиться от того самого эффекта «path dependence» и посмотреть на патриотизм шире, то и наши дети не будут с негативом воспринимать попытки «воспитать из них патриотов» и будут с гордостью идентифицировать себя как граждан России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28512 от 6 апреля 2021

Заголовок в газете: Патриотизм малых дел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру