Россия против COVID: кто выигрывает схватку

Наша страна переносит ситуацию с эпидемией лучше многих других государств

Вот уже больше года мы живем в условиях пандемии COVID-19, и все это время не утихают споры об эффективности мер, предпринятых российскими властями в борьбе с новым коронавирусом. Правительство с первых месяцев своей работы столкнулось с вызовом, масштаб которого сначала просто невозможно было предугадать. Тем не менее санитарно-эпидемические службы России сразу начали работу, во многом определившую более высокую результативность борьбы с невиданной ранее инфекцией.

Наша страна переносит ситуацию с эпидемией лучше многих других государств

Председатель правительства Михаил Мишустин в своем первом отчете Государственной думе 20 июля 2020 года отметил, что Россия практически одной из первых в мире еще в январе 2020 года ограничила воздушное и железнодорожное сообщение с Китаем, а также ввела меры санитарного контроля при пересечении сухопутной границы на Дальнем Востоке. В ту пору они даже вызывали недоумение у общественности, ведь ни одного случая заражения на территории России еще выявлено не было. Но очень быстро стало ясно, что правительство правильно поступило, действуя на опережение. Так власти последовательно начало реализовывать комплекс мер по подготовке к возможной эпидемии.

Были созданы Координационный совет и оперативный штаб. Это позволило сразу синхронизировать и упорядочить действия региональных органов власти по аудиту имеющихся ресурсов коечного фонда, оборудования, лекарств. В итоге уже в начале весны 2020 года были в срочном порядке выделены 170 млрд. рублей на закупку медицинского оборудования, перепрофилирование коечного фонда в регионах, поддержку региональных систем ОМС. Была проблема — в прошлые годы изучению инфекционных патологий и отработке навыков работы в эпидемических очагах внимания уделялось гораздо меньше, чем они того заслуживают. Эти пробелы пришлось срочно восполнять. Была организована переподготовка более чем 1,5 миллиона человек из числа врачей, студентов старших курсов медицинских вузов и волонтеров. Когда появились первые заразившиеся, Министерством здравоохранения РФ были подготовлены Методические рекомендации по лечению новой коронавирусной инфекции, а также «Методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике смертности, связанных с COVID-19». Основанные на глубоком изучении течения COVID-19 нашими врачами, они появились раньше нормативных документов Всемирной организации здравоохранения. Это позволило врачам получить наиболее актуальные, объективные и детализированные данные о новом заболевании. Этот аспект не был отражен в докладе Мишустина. Но он очень важен. Он позволил объективно оценить успехи российской санитарной и медицинской службы, когда зарубежные страны, столкнувшиеся с коллапсом своих систем здравоохранения, пытались обвинить нашу страну в манипуляциях со статистикой.

Успехи страны в первые месяцы пандемии были связаны еще и с научными прорывами в биотехнологии. С первых дней 2020 года наши ученые начали разрабатывать вакцины и системы обнаружения новой инфекции.

Биотехнологические разработки России позволили не только первыми в мире ввести в обращение высокотехнологичную вакцину «Спутник V» и разработать еще три другие вакцины, уже доказавшие свою эффективность, но и закрепили за страной высокое место среди мировых лидеров в медико-биологической науке. По словам Мишустина, на таком уровне решать задачи в сфере биотехнологий способны лишь шесть стран в мире.

Сегодня Россия готова к созданию надежного санитарного щита страны. Уже в этом году планируется внедрение автоматизированной информационной системы «Периметр» в 69 пунктах пропуска через государственную границу. Она будет быстро расширяться и обеспечит блокирование биологических угроз до завоза на территорию страны. Расширение сети современных лабораторий и оснащение их инновационными аналитическими системами позволят не только в течение кратчайшего времени определить генетический характер возбудителя, но и оперативно создать вакцины для его предупреждения. Санитарно-эпидемические службы, вовремя отреагировавшие на угрозу и создавшие, в условиях полной неопределенности, эффективные алгоритмы действий, заслуживают высокой общественной оценки.

Именно благодаря реализации стратегии, предусматривающей блокирование завоза инфекции, массовое тестирование групп риска, отслеживание контактов заразившихся и их изоляция, ограничительные меры, которые вводились в стране в первой половине 2020 года, были мягче, чем во многих европейских странах. Их результативность не была стопроцентной, однако их своевременное введение позволило выиграть время для наращивания мощностей системы здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности. Страна успела мобилизоваться и увеличить количество оборудованных инфекционных коек более чем в 5 раз. Было в экстренном порядке построено свыше 40 инфекционных стационаров. Таких темпов расширения мощностей система здравоохранения прежде не знала.

«Головной боли» хватало. Весной прошлого года мы столкнулись с дефицитом масок, перчаток и других средств индивидуальной защиты, но их практически решили уже к лету 2020-го. Резко повысившийся спрос на лекарства вызвал перебои с их поставками в аптеки. Однако упрощение системы регистрации позволило быстро вывести на рынок 12 основных противовирусных препаратов и снизило остроту проблемы.

Итог закономерен — Россия переносит ситуацию с эпидемией лучше многих стран. Сегодня мы занимаем шестое место в мире по числу выявленных заболевших и при этом находимся на 59-м месте по уровню смертности населения. По уровню фатальности заболевания (1,7%) Россия находится в девятом десятке пострадавших государств. Удерживать низкие показатели смертности стране позволяет политика массового тестирования и более высокие уровни госпитализации. Добавим сюда бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении новой инфекции.

Но ряд проблем еще требует своего решения. И в первую очередь это скромные темпы вакцинации. Нынешних 24 миллионов вакцинированных пока недостаточно для формирования коллективного иммунитета и полноценной защиты от инфекции. Почему люди не спешат вакцинироваться? Вопрос остается открытым. Рискну предположить, что причиной такой пассивности россиян является как раз энергичная борьба правительства с пандемией. Парадокс это только кажущийся. Позитивные результаты борьбы с пандемией снизили инфекционную тревожность населения. Общедоступность вакцинации и ее бесплатность являются безусловным достижением. Но здесь наблюдается и коварный психологический эффект — так важность вакцин могла обесцениться в глазах потребителей. Добавьте сюда и общую усталость от пандемии.

Но стимулировать вакцинацию необходимо. И в ближайшее время все эти причины правительству еще предстоит проанализировать и выработать меры, которые были бы не менее эффективны, чем те действия, которые предпринимались в прошедший год в борьбе с новым эпидемиологическим вызовом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру