Каменные загадки Петербурга: о памятниках города ходят страшные легенды

Врастающие головы и исчезающие демоны

В середине мая на берегу Финского залива на намывных территориях Васильевского острова в Петербурге появился странный объект: кукольные лица и фрагменты тел, прикреплённые к большому камню и покрытые тёмной краской. Памятник сочли жутким, а автор так и не объявился – фото «скульптуры» продолжает будоражить местные соцсети. Но в Петербурге не один такой монумент. «МК» нашел немало загадочных, странных и жутких скульптур в Северной столице.

Врастающие головы и исчезающие демоны

Каменная голова в Сергиевке

 Если ввести в поисковике слово «голова», то одним из первых предложенных вариантов будет «голова в парке Сергиевка». Сергиевка – усадьба в Петергофе. Она находится в стороне от фонтанов и туристических маршрутов, это диковатый парк с усадьбой Лейхтенбергских – дочери Николая I Марии и её мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Здесь отдыхают и гуляют в основном местные – для петербуржцев это укромный уголок, не обустроенный для толп туристов. 

В этом диковатом парке из земли высовывается каменная голова: суровые брови, раздувающиеся ноздри, странно стесанная макушка. Голова большая, странная, с ней все фотографируются и спрашивают: «А что это?». Она и впрямь как будто не относится к остальной усадьбе. Двухметровую гранитную голову датируют XIX веком, но ни в одной дореволюционной описи усадьбы ни до, ни после того, как тут поселились герцоги Лейхтенбергские, монумента нет. Странным образом голову упоминает писатель Льюис Кэррол в дневнике путешествия по России в 1867 году: он пишет, что в усадьбе будто Титан хочет освободится из-под земли. До советского времени, пока на фоне головы не сфотографировались ленинградские пионеры, голова никого особо не интересовала. 

Зато потом появились самые фантастические версии: например, что это статуя русского воина, на котором должен был быть шлем – и якобы именно голова вдохновила Александра Пушкина на образ витязя в «Руслане и Людмиле». Или, напротив, говорят, будто это голова шведского короля, и она осталась в Сергиевке со времен, когда на этих землях хозяйничали шведы. И, конечно, есть версия, что это голова Петра Великого. Про памятник ходят разные легенды, говорят,  если потереть голову и выпить воды из источника рядом с ней, на вас снизойдет вдохновение. Более жуткая легенда: якобы, когда голова полностью уйдёт в землю, настанет конец света. 

Памятник жертвам политических репрессий

В Санкт-Петербурге много Сфинксов. Но один из них сильно отличается от прочих. Это Сфинкс работы Михаила Шемякина, у которого половина лица обглодана до черепа. Памятник должен напоминать о двойственности советского общества: с одной стороны - лица гладкие и красивые, с другой – оскал смерти. Это памятник жертвам государственного террора в СССР, он находится на Воскресенской набережной Невы, напротив «Крестов» - одной из самых известных российских тюрем. 

Композиционно - это отсылка к сфинксам у здания Академии художеств ниже по течению, на Университетской набережной. Только у Академии стоят оригинальные египетские сфинксы с лицом фараона Аменхотепа III, а у Шемякина - сфинксы метафизические, образ исторического периода.  Между сфинксами установлены гранитные блоки с тюремным окошком, а по периметру скульптур можно прочитать тексты Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Даниила Андреевна, Дмитрия Лихачева, Иосифа Бродского, Николая Заболоцкого, Александра Солженицына и других. В «Крестах» содержали многих «политических» заключённых, не только самых известных – среди петербуржцев обычное дело слышать: «Наш учитель литературы сидел в «Крестах» за то, что перепечатал «Мастера и Маргариту». 

Но в «Кресты» отправляли не только «политических», обычных обвиняемых в уголовных преступлениях тоже – ещё недавно подсудимых на резонансные процессы доставляли именно оттуда. «Кресты» были следственным изолятором до 2017 года, сейчас там находится исправительная колония, в которой около двухсот заключённых.

Шемякинские Сфинксы в свое время вызвали скандал: критики указывали, что проект Шемякина реализовали без конкурса и общественного обсуждения, а сами Сфинксы больше напоминают каких-то ангелов смерти. Это была идея лично Шемякина и городской власти, открывал монумент Анатолий Собчак в 1995 году. С тех пор памятник постоянно портят вандалы, его регулярно восстанавливают, периодически у него проходят политические акции. 

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Пожалуй, самый необычный памятник Петру Великому в Петербурге – в Петропавловской крепости. Он тоже создан Михаилом Шемякиным. Его открыли в 1991 году. Считается, что идею художнику озвучил Владимир Высоцкий, с которым Шемякин дружил. Высоцкий знал, что Шемякин любит рисовать Петра, и предложил ему сделать памятник, на что художник возразил, что монументы историческим личностям у него не получаются. В итоге Шемякин все же сделал памятник – но в своей оригинальной манере. 

В процессе работы Шемякин был недоволен тем, что Пётр не выглядел высоким человеком – чтобы передать ощущение его легендарного роста, художник изменил пропорции фигуры, придя к параметрам, которые обычно используют иконописцы. В итоге, монумент выглядит жутковато, многим, кто приходит в Петропавловку с детьми, он не нравится, хоть с ним и фотографируются. У фигуры длинные пальцы и ноги и маленькая голова. Но особенно жутко становится, когда узнаешь, что лицо у этой головы – копия прижизненной восковой маски, снятой с Петра, то есть лицо императора максимально реалистично при общем гротеске фигуры. Царь будто смотрит на основанный им город из самого его сердца – с Заячьего острова. 

Памятник до сих пор вызывает споры: например, в 2020 году «кощунственный» монумент очередной раз требовали убрать из крепости – на этот раз депутат Госдумы Евгений Марченко. Марченко говорил, что к нему обратилась петербурженка, которая негодует из-за расположения нелепого памятника напротив императорской усыпальницы в Петропавловском соборе. Но Пётр пока на месте – все ещё наблюдает за городом. 

Нос майора Ковалева

Ещё один мистический монумент появился на фасаде дома на Вознесенском проспекте тоже в 90-е. Это доска с барельефом носа – отсылка к повести Николая Гоголя. С монументом связана странная история кражи: в начале нулевых он «пошёл погулять», то есть его украли. Через год Нос нашли на лестничной площадке дома неподалёку и вернули на место, но горожане ещё долго шутили, что Нос гуляет по Петербургу, когда захочет. Правда, после кражи доску, по слухам, прикрепили к стене прочнее – и с тех пор он больше не убегал. 

Грифоны на Университетской набережной

«Исполняющие желания» грифоны под сфинксами на Университетской набережной – ещё одна петербургская примета. Сфинксы у здания Академии, где спуск к Неве, появились в XIX веке, почти одновременно с ними у гранитных скамей появились бронзовые грифоны – вернее, только головы, груди, передние крылья и лапы животных. Сейчас у Невы стоят не оригиналы позапрошлого века, а восстановленные в 50-е копии: изначальные грифоны пропали ещё до революции. В туристический сезон у грифонов не протолкнуться: во-первых, с их места хороший вид, во-вторых, здесь толпы загадывающих желание. Считается, что для исполнения надо одну руку положить в пасть между зубов грифона, а другой гладить его по голове. При этом советуют смотреть на одного из сфинксов – для надёжности. Надо ли говорить, что грифоны натерты до блеска.

Грифоны на Банковском мосту

А это более крупные скульптуры, которые «держат» пешеходный висячий мост через канал Грибоедова. Мост построили в 1820-е годы, а украшающие его крылатые львы работы Павла Соколова стали символом петербургской кондитерской фабрики имени Крупской. 

Считается, что их «золотые» крылья нужно «потереть к богатству» - в итоге из-за туристов грифоны скорее страдали. Терли грифонов и ради успехов в учёбе – возможно потому, что рядом находится Университет им. Герцена. Из-за того, что тысячи туристов хотят забраться к грифонам и потереть их, кончики крыльев темнели, в 2009 году с только что отреставрированных грифонов вовсе соскоблили позолоту. Была и ещё одна проблема: среди туристов почему-то считалось важным бросить монету или бумажку в пасть грифонам, в итоге из скульптур перестала естественным образом уходить влага, они начали портиться. В 2017 году Грифонов забрали на комплексную реставрацию и вернули на место в 2019 году, восстановив их историческую окраску. Но уже сейчас, по словам специалистов, на скульптурах появились очередные повреждения – хотя сезон 2020 года был не самым многолюдным.

Пропавший Мефистофель

Знаменитый горельеф с изображением Мефистофеля работы скульптора Лишневского, украшавший дом на Лахтинской улице 1910 года постройки, исчез с фасада в августе 2015 года. Считалось, что некий Союз петербургских казаков демонтировал зловещее изображение из религиозных соображений. Позже выяснилось, что работы по уничтожению демона заказал промышленному альпинисту житель города Василий Щедрин, который считал, что творение скульптора дурно влияет на окружающую среду. Суд приговорил Василия к возмещению ущерба: он перечислил в казну города 664 тысячи рублей. После чего ушел в монастырь. Но работы по возвращению горельефа на фасад еще не завершены. В 2019 году художники Александр Кириленко и Михаил Лапшин создали 3D-копию «Мефистофеля». Сообщается, что в мастерской есть уже создана и гипсовая копия. Но официальных работ по возвращению демона на место не ведется. Видно все же кто-то сильно не хочет, чтобы Мефистофель смотрел с высоты на город Петербург. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру