Дело Юлии Цветковой: вслед за наукой стали усиленно гнобить культуру

Суд постановил закрыть блог талантливой художницы

В Комсомольске-на-Амуре суд на днях признал блог «Монологи вагины» художницы Юлии Цветковой порнографическим и постановил его закрыть. Юристы считают это юридическим нонсенсом и опасным ноу-хау: в административном порядке уже вынесено решение по тем же фактам, что еще только разбираются в порядке уголовном.

Дело против Юлии Цветковой длится уже два года и известно, без преувеличения, всему миру: ее обвиняют в распространении порнографии за серию изображений женского полового органа. Обвинение (наказание за него предусмотрено суровое — до 6 лет лишения свободы) никак не вяжется ни с образом самой «преступницы», ни с тем, что она делала: вела просветительские проекты, среди которых злополучный блог «Монологи вагины».

Мировые музеи, приобретшие картины Цветковой наряду с Казимиром Малевичем и Ван Гогом, пишут письма в поддержку Юлии. А известные художники называют само дело против Юлии «охотой на ведьм», которая ставит творчество любого из них под угрозу преследования на территории России.

В любом случае это без преувеличения уникальное уголовное дело может показать, где в России в XXI веке проходит грань между просвещением и искусством — и порнографией. А также ответить на вопрос: почему борцы за нравственность и моральные принципы сами не чураются ими пренебрегать.

История одной «порнографии» — в расследовании обозревателя «МК».

Суд постановил закрыть блог талантливой художницы

Мрак над «Мераком»

Юлии Цветковой 27 лет, но на вид ей не дашь больше 20. Много улыбается, глаза ясные и лучистые. Ангел, одним словом. «Падший ангел», — могут добавить те, кто поддерживает уголовное преследование Юлии (надо сказать, что таких знаю немного). Сейчас Юля выглядит довольно… интересно из-за ежика на голове: в знак протеста против невежества и несправедливости в ее деле она обрилась наголо (у нее были шикарные длинные волосы). Кажется, что девушка устала. Еще бы — ее лишили права выходить на улицу, она не может заниматься творчеством. И вместо того, чтобы творить, она все время проводит в допросах, объяснениях, знакомясь с протоколами и экспертизами в материалах дела. Следствие и суд ее измотали, но не сломили.

Однако поподробнее о том, чем Юлия занималась.

Юля — талантливый художник. На наш вопрос, почему до сих пор не получила высшего художественного образования, она отвечает, что боится формализма, что все живое и самобытное в ней встроят в стандарты и эта самобытность исчезнет, что для художника — творческая смерть. Еще, как оказалось, Юля —театральный режиссер. В апреле 2018 года она с мамой создала театр-балаган «Мерак», который просуществовал чуть больше года — пока не было возбуждено уголовное дело.

— «Мерак» — это славянское слово, по-болгарски означает «любовь», по-сербски — «драйв», умение получать удовольствие от маленьких вещей, радоваться чашечке чая, красивой бабочке, присутствию друга, — рассказывает руководитель театра, мама Юлии Анна Ходырева. — «Мерак» был семейным театром. Со всеми родителями мы очень много разговаривали, знаем бабушек и дедушек. Все занятия снимали на камеру и выкладывали видео и фото на странице «Мерака» в соцсетях.

В театре был 21 ребенок: 4 малыша пяти лет, остальные от 10 до 16 лет. Дети были сами и сценаристами, и актерами. Они проигрывали самые сложные социальные темы, и это было уникально.

— Один из примеров — спектакль «Благослови господа и амуницию его», — рассказывает мама девочки, игравшей в театре. — Он навеян страшными событиями в Керчи, когда подросток в школе расстрелял одноклассников. И вот в спектакле были не только все самые глубокие переживания, но и вариант решения. В одном из них, когда в класс приходил ученик с оружием, от него не убегали, а шли навстречу и обнимали. И он бросал ружье, плакал.

Помимо спектаклей сняли фильм про Комсомольск (брали интервью у разных людей, изучали историю по краеведческим музеям и памятникам), организовывали экологические акции (снимали ролики про мусор, рисовали картины и плакаты), бесплатно работали на городском мероприятии для детей с инвалидностью, делали мастер-классы по рисованию и т.д. Много-много всего.

Почему об этом рассказываю подробно — потому что, как мне кажется, ненависть началась, по сути, именно с театра.

До всей уголовной истории «Мерак» поставил три спектакля, два из которых показал в городском драмтеатре, один в современном театре «КнАМ». «Истории английского» назвали в числе 10 лучших постановок года по Дальнему Востоку.

— Осенью 2019 года мы решили ставить 4 активистских спектакля против буллинга и гендерных стереотипов и провести двухдневный фестиваль «Цвет шафрана» в краевом Доме молодежи, — рассказывает Ходырева. — Юля написала заявку в хабаровскую администрацию, получила согласие и выложила афишу фестиваля в соцсети. А потом раздался звонок из краевого отдела по делам молодежи. Их интересовало, почему мы используем слово «активистский» и почему одно из названий спектакля звучит как «Голубые и Розовые». Я на все вопросы ответила, описала либретто всех спектаклей. Тогда мне не было сказано, что все в порядке. Но через 2 дня нам позвонили и сообщили, что для нас площадка Дома молодежи всегда занята. Мы не понимали, что происходит.  

Потом уже станет известно, что поступило два заявления на Юлю (одно от «общественника», второе от оперативника отдела «Э»), где говорилось, что она занимается гей-пропагандой. Сотрудник полиции, проводившая проверку, попросила устроить встречу с детьми и родителями. Сотрудница полиции опросила всех и Юле на почту прислала заключение, что проверка закрыта. Но вскоре Юлю вызвали на допрос, который длился 4 часа, и вроде бы все вопросы опять были сняты. Но снова нет.

Как только Юля нашла новое помещение для фестиваля, в школу к некоторым детям-актерам пришли силовики. Один из примеров: 15-летнюю девочку больше двух часов допрашивали, не оповестив родителей, терзали вопросами про то, совращала ли ее и других детей режиссер Цветкова, занималась ли пропагандой секса. Девочка после этого долго не могла прийти в себя.

Камнем преткновения, как считают Юлия и ее мама, был все же спектакль «Голубые и Розовые», в котором бдительные силовики увидели в этом гомосексуальный подтекст. Со слов мамы Юлии, название придумал 11-летний ребенок, который каждый день, проходя мимо роддома, видел с двух сторон арки два рисунка: розовый комплект при выписке для новорожденных девочек, голубой комплект для только что родившихся мальчишек.. Что самое интересное — разбираться в сути спектакля они не стали. А спектакль — о гендерных стереотипах, про то, что плакать могут не только девочки, но и мальчики, про то, что сильными и слабыми бывают люди вне зависимости от пола в разные моменты своей жизни, что мужских и женских профессий и эмоций не существует, а есть человеческие и т.д.

Юлия Цветкова и артисты ее театра.

К родителям юного автора названия спектакля пришли правоохранители. А мама и папа потом долго не могли прийти в себя от их вопросов — мальчика спрашивали, что такое ЛГБТ и как он к этому движению относится. Такие же вопросы задавали другим детям из театра.

На импровизированном собрании родители вместе с детьми решили показать спектакли в студии, пригласить на них известных людей города (в том числе режиссера театра «КнАМ» Татьяну Фролову, директора драмтеатра Елену Шабовту) и заснять все на видео.

— Это очень крутой спектакль, где дети настолько прекрасны и свободны, что это вызывает восторг, — рассказывает режиссер «КнАМ». — Никакого намека на что-то непристойное там даже близко не было! Я его снимала на видео, к слову.

Думали, что когда выложат все это в Сеть, то от них отстанут. Не отстали. Неужели только из-за названия? Эдак мы можем шагнуть далеко. Нам придется переоценивать многие вещи, в том числе песню про голубой вагон Шаинского, мультик про голубого щенка на стихи Энтина и рассказ Гайдара «Голубая чашка». Может быть, и в них имеется скрытый гомосексуальный смысл? Может, и они угрожают национальной безопасности?

Как бы то ни было, в возбуждении уголовного дела по факту пропаганды нетрадиционных ценностей было отказано, а мастерство Юлии как режиссера было оценено настоящими специалистами: Ассоциация театральных критиков (АТК) России объявила Юлию Цветкову «Человеком года 2020».

Как «гееборец» школьников атаковал

Возможно, и был шанс сразу разобраться и признать, что «Мерак» — театр, где права детей не нарушают. Но посыпались обращения некоего питерского борца с геями Тимура Булатова. Занимается он тем, что мониторит странички подростков в соцсетях, изучает их посты-репосты и лайки, выявляет, как он заявляет, потенциальных развратников. После чего пишет заявления во все инстанции, звонит в школы, где они учатся, публикует их данные в открытых источниках. Дошло до того, что родителям школьников порекомендовали обращаться с заявлениями в правоохранительные органы по фактам вторжения в личную жизнь и нарушения закона об использовании персональных данных. А еще он занимается травлей Юли и ее мамы. Занимается грубо, по-хулигански, с похабщиной.

— За один месяц с его номера, который у него на сайте размещен, на мой телефон поступило больше сорока звонков, — показывает нам Анна Ходырева, мама Юли, странички с распечатанной детализацией телефонных звонков на ее номер. — А что он творит в Сети! Посмотрите его поздравление с Новым годом.

Анна показывает картинку со страницы Тимура Габдыльмаликовича, на которой ноль и единица в дате 2021 изображены в виде половых органов, и все это сопровождается оскорбительным текстом в адрес Юли и Анны.

— Но это правоохранителей не интересует. Наверное, проще сделать преступниками нас с Юлей.

По мнению экспертов, чрезмерно и напоказ усердствует в борьбе за моральные ценности чаще всего тот, кто сам ими не обладает. Специалисты считают, что такие люди (мы все знаем таких записных борцов в теле- и радиоэфире и даже в парламенте), скорее всего, страдают сексуальной девиацией. «Существует психологическое расстройство, когда люди болезненно реагируют на все, что имеет отношение к противоположному полу, — рассказывает психолог Наталья Комиссарова. — Ученые давно пришли к выводу, что такое поведение является разновидностью сексуальной перверсии (полового извращения)».

К слову, будучи «борцом за нравственность», Тимур Габдыльмаликович сам имел проблемы с законом: в 2004 году обвинен в хищении чужого имущества (присваивал деньги клиентов, работая установщиком пластиковых окон), долго был в розыске, потом его поймали и поместили в СИЗО №1 Петербурга. В 2015 году Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга осудил активиста, а затем амнистировал в связи с 70-летием Победы.

По случайному совпадению или нет, но, как раз будучи в розыске, он начал борьбу за чистоту нравов. На счету «гееборца», по его словам, 29 уволенных педагогов. В Петербурге известно о нескольких таких случаях, в одном из них за учительницу испанского языка гимназии вступились депутаты, коллеги, общественные организации. Проверка показала, что никакой сексуальной пропагандой она никогда не занималась.

С заявлений Булатова на Юлию в правоохранительные органы все и началось. Сама она написала ответ в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Нелишним будет привести его полностью:

«Прошу провести проверку семьи Булатова Тимура Габдыльмаликовича. Полагаю, что в данной семье гражданин Булатов злоупотребляет своими правами как отец, нарушает права и законные интересы его детей и, по моему мнению, ненадлежащим образом выполняет свои родительские обязанности. Данные предположения мной сделаны из следующих фактов: Булатов является так называемым борцом с «гей-пропагандой» и неоднократно использовал своего несовершеннолетнего сына в своей деятельности — приводил его на мероприятия по ЛГБТ-тематике и затем писал заявление, показывает ребенку контент, который в Интернете маркируется 18+, и на основании этого пишет потом заявления в полицию.

Булатов преследует людей вне социальных сетей. Звонит на телефоны, оставляет сообщения в мессенджерах. В частности, он поздно ночью звонил моей маме и давал трубку своей новорожденной дочери, «чтобы она поговорили с ЛГБТ-тварью». В трубке был слышен детский плач. На часть постов были поданы заявления в прокуратуру СПб, Центр «Э» МВД РФ, часть из них уже признаны оскорбительными. И мы имеем все основания полагать, что к данному контенту есть доступ у его несовершеннолетнего сына Булатова. На своей странице и в группах в социальной сети, которые он ведет, Булатов регулярно выкладывает свои фотографии с оружием. Призывает к расправе с определенными группами лиц».

Как вы думаете — была ли реакция на это заявление педагога Юлии Цветковой? Никакой. А вот на жалобы Булатова правоохранители реагировали. Меж тем Юлии стали поступать угрозы от некоей организации, которая борется с ЛГБТ. Ровно после таких же угроз была жестоко убита в Санкт-Петербурге правозащитница Елена Григорьева. Несмотря на просьбы известных общественных деятелей обезопасить Цветкову, ничего предпринято не было. Впрочем, может, для этого Юлю суд посадил под домашний арест?

Юлия Цветкова. Фото: ГРИГОРИЙ ВОРОБЬЕВ

Что такое порнография?

Итак, что в итоге вменяют художнице Цветковой (в октябре 2019 года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по статье 242 УК «Незаконное распространение порнографических материалов», в марте 2020-го Юле было предъявлено обвинение, а в марте 2021-го дело поступило в суд)?

Вы удивитесь, но все, что дошло до суда, — это пять изображений из ее проекта «Монологи вагины», которые она выкладывала в своей группе в соцсетях и на своей странице в соцсети. Книга с одноименным названием зарубежной писательницы Ив Энслер давно стала бестселлером и считается классикой борьбы за равенство женщин во всем мире. В ней рассказывается о женской дискриминации и жертвах насилия, о том, что мир по-прежнему несвободен от этого и что за сухими цифрами стоят тысячи и тысячи реальных женских судеб, подвергшихся насилию дома, на работе, в повседневной жизни. Именно с таким названием пьеса шла по всему миру, в том числе и в России. И вот Юля его тоже использовала. Для нее этот проект — крестовый поход против стыда, который многие девушки испытывают по отношению к своему телу. «Я хочу, чтобы все женщины справились с ненужными комплексами».

Блог «Монологи вагины» учил женщин принимать себя, с любовью и пониманием относиться к естественному, которое насаждается в обществе как постыдное. В своем проекте Юля спорила с требованием от женщины идеальной красоты — такой, которую мы постоянно видим на страницах глянцевых журналов и в телерекламе — по стандарту, когда красота может быть только молодой, высокой, соблазнительной, с длинными ногами и идеальными формами. Хрупкая, миниатюрная Юлия Цветкова заступалась за право женщины быть в теле и, что еще ужаснее (по мнению следователей), — посмела утверждать, что волосы на теле растут не только у мужчин.

До последнего все изображения из этого проекта оставались в открытом доступе, так что любой мог их видеть.

Что сказать — на мой взгляд, они даже отдаленно не напоминают не то что порно, но и эротику. Это изображения женского полового органа в абстрактном стиле, в том числе в виде цветка или фрукта.

Ведущие российские юристы утверждают: закон не дает определения порнографии. Но есть его доктринальное толкование, согласно которому порнографией может считаться демонстрация полового акта, да и то не всякая, а нарочито откровенная, с акцентом на контакте половых органов.

Что можно отнести к порнографии, я спросила у известного юриста Юрия Ларина.

— Что такое вообще порнография? В повседневной жизни мы можем сказать «это порнография» на всё, что нам не нравится или нас не устраивает, от еды до одежды. Когда мы говорим собеседнику: «Ты меня просто убил этой новостью», мы не имеем в виду «умышленное причинение смерти другому человеку» с наказанием от шести лет до пожизненного. Другое дело — юристы. В комментариях к статье 242 УК РФ под общей редакцией Генерального прокурора РФ и председателя Верховного суда России еще от 2000 года четко сказано: «Порнографическими материалами или предметами признаются живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является грубо натуралистичное детальное изображение анатомических и (или) физиологических подробностей сексуальных сношений». То есть даже изображение самого полового акта не во всех случаях признается порнографией. Цитирую: «По делу Ф. следственные органы расценивали как порнографическое сочинение «Кама Сутра» — известный памятник индийской народной литературы, а по делу Х. решался вопрос об оценке книги врача Ван-де-Вельде «Техника брака». В обоих случаях эксперты не признали порнографический характер указанных произведений».

Еще раз повторю: никаких сношений в размещенных Юлией изображениях не было. В отличие, кстати, от «Кама Сутры».

Мировые музеи просят прекратить дело против Юлии, сообщают о том, что ее работы включены в их коллекции. Вот только один пример. Музей Амстердама прислал в суд Комсомольска-на-Амуре письмо: «В нашей коллекции больше 90 тысяч картин, включая Винсента Ван Гога, Кандинского, Малевича, Шагала... Мы уверены, что работы Юлии Цветковой, которые мы приобрели, займут место среди этих классиков мирового художественного искусства».

Директор музея Рейн Волф от имени мировых экспертов говорит, что уголовное дело должно быть прекращено, работы художницы защищены. «Как директор музея и как профессиональный искусствовед я вас уверяю, что порнография — это не то, что изображено на картинах Пабло Пикассо (где есть голые тела) или в изображениях, размещенных Юлией Цветковой».

Казалось бы, очевидные вещи. И кажется, что мы должны бы гордиться тем, что в современном изобразительном искусстве появляется новая серьезная художница, и эта художница — именно российская. Почему же искусствоведам приходится все это объяснять российским правоохранителям, ведь не дикие же они?

А вот зачем. Следователи провели много экспертиз, и везде их ждала неудача — порнографию в рисунках никто не видел. Но вот наконец в деле появилась экспертиза, которая признала-таки работы порнографическими. Сделала ее Татьяна Троицкая. Про эксперта подробно рассказывает в своем письме заместитель министра культуры РФ (это был ответ за запрос одного из музеев). Так вот там говорится, что она действительно была аттестована в 2011 году приказом министра экспертом по Центральному федеральному округу, но уже в 2015-м ее деятельность была приостановлена из-за возбужденного уголовного дела. 16 февраля 2017 года эксперт-искусствовед Т.Троицкая была осуждена Домодедовским городским судом Московской области за тяжкое умышленное преступление, совершенное путем составления фальшивой искусствоведческой экспертизы для таможни при контрабанде культурных ценностей, и назначено наказание в виде трех лет условно с лишением права заниматься экспертной деятельностью сроком на три года.

Вход в роддом, украшенный розовой и голубой картинами.

Срок наказания истек, и вот с этого года Троицкая — снова эксперт и на этот раз оценивает работы Цветковой...

В этом деле есть еще одна «изюминка». «Порнографические» работы, которые публиковала Цветкова в соцсетях в рамках своего проекта, написаны не ее рукой. Они принадлежат авторству других художников, в чем несложно убедиться, просто «загуглив» изображения. Среди этих мастеров всемирно известные имена XIX–XX веков — Густав Курбе, Жаклин Секор, Франсуа Берто, Петра Коллинс, Бьянка Акоста, Файе Орлове.

«На одной из иллюстраций, — говорит в своем заключении (за ним решили обратиться к эксперту художники, чтобы помочь защите Юлии) кандидат искусствоведения, член общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» Николай Иванов, — изображены вагины, которые созданы авторами в рамках художественного проекта «Как нарисовать вульву», объявленного крупнейшей газетой Великобритании «Гардиан». Около 22 000 работ художников явились итогом их участия в этом проекте и выставлены на сайте «Гардиан» в открытом доступе. Миллионы людей посмотрели их там».

Вообще большинство изображений из тех, что не написаны Цветковой, но были размещены в рамках ее проекта, открыто выставлялись и выставляются в музеях, галереях, печатались и продолжают печататься в книгах, журналах, причем без каких-либо возрастных ограничений и маркировки.

— Законодательство, которое принято по поводу порнографии, имеет некоторые проблемы, — считает бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой. — Но что однозначно: если объект признан экспертами произведением искусства, то все, что с ним связано, выпадает из-под действия закона о порнографии. У зарубежных и российских экспертов могут быть разные взгляды, их мнения могут не совпадать по поводу того, допустимо или недопустимо изображать человеческие органы или какие-то действия. Но совершенно естественно, что если музей берет работу в свою коллекцию, он признает ее художественную ценность. Я не специалист в области искусства изобразительного. Но судя по тому, что изображения, размещенные Цветковой, оценены музеями, то подобного рода обвинения, с моей точки зрения, снимаются.

Не думайте, что в защиту Юлии выступили только несколько российских экспертов, отнюдь. Десятки обращений и писем с сотнями подписей поступили от ведущих российских художников. За Юлию Цветкову заступился признанный эксперт в области искусства, вице-президент Российской академии художеств, директор Музея современного искусства Василий Церетели, который, оценив картинки взглядом профессионального искусствоведа, художника и ученого, заявил прямо: «Дело необходимо прекратить за отсутствием состава преступления, а самой художнице дать возможность вернуться к ее просветительской и творческой работе».

Психическое расстройство морали

Суд над художницей закрыт для общественности, поскольку «в ходе рассмотрения дела могут быть оглашены интимные стороны жизни участников» и «будут рассмотрены материалы, отнесенные обвинением к порнографическим». Странное дело, ведь все эти материалы, что вменяются Юлии, — в открытом доступе. Их можно увидеть практически везде — в музеях, библиотеках и в несметном количестве — в Интернете. Точнее, везде, кроме Юлиного блога. 24 июня 2021 года прокурор города Комсомольска-на-Амуре — тот самый, который утверждал Юлино обвинительное заключение и направлял уголовное дело в суд, — обратился в суд (кстати, это Центральный районный суд города, тот же самый, что рассматривает и уголовное дело) в административном порядке, поскольку «была выявлена информация, причиняющая вред здоровью, нравственному и духовному воспитанию несовершеннолетних», размещенная в группе «Монологи вагины». Звучит немного бредово: то есть уголовное дело по материалам блога Юлии шло два года, а прокуратура только сейчас выявила те материалы, которые в его основу легли, и вот решила их признать порнографическими в административном порядке? Выглядит так, как будто за недостатком доказательств и слабостью обвинения по делу срочно потребовался заранее установленный факт, на котором можно было бы вынести обвинительный приговор. Судья Фадеева спорить не стала и признала «Монологи вагины» порнографическими.

Это ЧП, как говорят юристы. Главная цель и итог этого — искусственное создание административной преюдиции по еще не рассмотренному уголовному делу, и больше того — по делу с теми же сторонами, по тому же предмету (порнография или нет?), с теми же изображениями. Это юридический нонсенс.

— Преюдиция — факт, установленный судебным решением, который не требует доказывания и принимается за доказанный в другом судебном процессе, — объясняет адвокат. — Прокуратура (одна и та же в обоих случаях) установила факты в ходе административного процесса до того, как они будут установлены в уголовном. Это очень опасный прецедент. Дело, кстати, слушалось без надлежащего извещения Юли и защиты, но в пятнадцатиминутном открытом процессе, с прокурором, но без ответчиков. То есть все те же изображения, оказывается, все же можно смотреть в открытом процессе, если на него не пригласили ни Юлию, ни ее защиту.

О, если бы вы знали, сколько искусствоведов, художников, психологов, психиатров — профессионалов высочайшего класса, в том числе и академиков, и докторов наук, и сотрудников государственных научных и творческих центров, — настойчиво выражают свое желание выступить свидетелями защиты Юлии. Почему это происходит? Мне они отвечали так: потому что подобные обвинения оскорбляют здравый смысл, оскорбляют науку и искусство, служению которым они посвятили свою жизнь. Им невыносима сама мысль, что культурный код может быть разрушен вандалами, преследующими работы Юлии комментариями с заборным матом.

Проблема риска уничтожения, загнобления культуры не менее драматична, чем угроза уничтожения науки. Если не давать по рукам мракобесной глупости, то ни культура, ни наука не в силах противостоять напору циничного, ханжеского невежества. Мы хорошо знаем это из недавней отечественной истории. Сегодня нашли порнографию в картинах. Следующий шаг — обнаружение порнографии в учебниках анатомии для абитуриентов? Они ведь вообще несовершеннолетние! Надевать трусы на статую Давида? Пририсовать фиговые листочки к другим работам великого Микеланджело? Печальнее всего, что все эти предложения — не шутка, они действительно имеют место, и статуе Геракла в самом деле могут подобрать шаровары, а Венере Милосской — бюстгальтер.

Определенная часть общества хотела бы видеть себя (а точнее — свою прекрасную половину) в условиях домостроя. Обратной стороной такой ханжеской морали является огромное число случаев домашнего насилия — как латентного, так и открытого. Молодые талантливые художники могут не пережить этот кризис. Цензура для них — беда. И именно это угрожает национальной безопасности, а не просветительские проекты художницы Цветковой.

В истории ее преследования есть только один плюс: о ней узнал весь мир (помните, как Анна Ахматова сказала о судебном процессе над поэтом Иосифом Бродским, обвиненным в тунеядстве? «Какую биографию, однако, делают нашему рыжему»). Конечно, скажете вы, мир обрел великого поэта. Да, это так. Но на долгие годы его потеряла Родина. В конце концов, не обязательно постоянно наступать на грабли, чтобы догадаться, как болезненны его последствия.

Свобода нужна художнику как воздух, она — непременный элемент любого творчества. Совсем плохо, если потребность в творческой свободе приводит художника к угрозе потерять свободу реальную. Но Юлия Цветкова нуждается в свободе не меньше, чем люди нуждаются в ее творчестве. Пусть сейчас не Золотой и даже не Серебряный век для просвещения, наук и искусств. Это не дает нам оснований скатываться в век каменный.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28575 от 8 июля 2021

Заголовок в газете: Срам правосудия?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру