Сардана Авксентьева: "самые "жирные" налоги уходят в федеральный центр"

Эту ситуацию надо изменить, чтобы в регионах были средства для развития

Выставить на торги дорогие служебные машины, сократить финансирование поездок в командировки и проведения ярких мероприятий, да что там – инициировать продажу целого здания мэрии! По всем этим поступкам легко угадывается политическая персона такой внешне хрупкой и такой стальной внутри экс-мэра Якутска Сарданы Владимировны Авксентьевой. На своем посту она пробыла чуть менее трех лет, но за этот короткий срок успела перевернуть представление о госслужбе не только у своих республиканских коллег, но и у всей России. Не удивительно, что Авксентьева не долго оставалась без дела. На сегодняшний день – она одна из главных претендентов на попадание в Госдуму от партии «Новые люди». Вместе с лидером партии Алексеем Нечаевым они образовали гармоничный тандем. В своем эксклюзивном интервью «МК» Сардана Владимировна рассказала о своем опыте в качестве главы города Якутска и планах на будущее.

Эту ситуацию надо изменить, чтобы в регионах были средства для развития

– Сардана Владимировна, ваш путь мэра Якутска вызвал бурю эмоций у граждан и просто изобиловал инфоповодами для СМИ. Как коллеги реагировали на ваши необычные решения? Вы встречали противодействие от других представителей власти?

– Те решения, что я принимала будучи мэром Якутска, — это самые логичные решения, которые могут быть при дефицитном бюджете. А у большинства российских городов бюджет именно такой. Москву и Санкт-Петербург мы в учет не берем, так как это не просто города, а отдельные субъекты. Та же самая Казань цветет, так как ей очень помогает Республика. Остальные же города приблизительно одинаковы по своему уровню бедности. Поэтому в моих действиях не было ничего удивительного. Почему это стало таким потрясением для всех, мне до сих пор не понятно. Это же очевидно, что когда у тебя нет денег, ты должен «поджимать» свои расходы. Разве не так мы делаем у себя дома?

Что касается неприятия моих решений, то, конечно, на уровне муниципалитета мне никто не мог этого сказать. Со стороны истеблишмента были определенные реакции, что это, якобы, популизм, что это делается на потеху народу. Но если ты в чем-то уверен, ты должен это делать и не слушать никого.

Но при этом, когда я была мэром, я никогда не стеснялась спросить, если я чего-то не знаю. Подобная тактика останется и когда мы зайдем в Госдуму. Мы будем привлекать по максимуму экспертов, узких специалистов. Думаю, в этом политическая сила. А еще душа и сердце – вот, что требуется политику.

– Что вам удалось за три года в качестве главы города Якутска, а что не вышло?

–  Фактически я на посту была 2,5 года, из них год с лишним — это коронавирус, когда вообще любая деятельность была затруднена для всех. Если говорить о самом главном, что я успела — это то, что Якутск вошел в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы стали ежегодно, даже в коронавирусный год, делать по 25 км и новых дорог, и ремонта старых, чего не было в Якутске со времен советской власти. Вхождение в проект предусматривало софинансирование со стороны муниципалитета в размере 30%. То есть, если общий объем работ был 1,5 млрд рублей, то 500 млн нам пришлось найти внутри бюджета. Мне нужно было саккумулировать средства за два месяца. И это удалось сделать. Более того, на 2021 год мною уже было запланировано 50 км дорог. Моя команда, которая осталась там работать сейчас, занимается этим.

Второе, я вступила в должность в тот период, когда необходимо было начинать платежи по ранее заключенному договору государственно-частного партнерства. По нему было построено 12 объектов, условия были одобрены не мной, но что делать. Платежи по нарастающей тоже начали приближаться к миллиарду. Эти деньги тоже нужно было найти в городском бюджете. Как вы сами понимаете, оппозиционному мэру никто не стремился помогать. Ты как котенок в воде. А все лишь с интересом наблюдают, что у этой женщины может получиться. Скрепя зубами, эти деньги мы тоже нашли, это была большая внутренняя оптимизация.

Третье, к моему приходу Якутск занимал 33 место по открытости и прозрачности муниципальных закупок. К моему уходу, это уже было 11 место, в три раза закупки стали прозрачнее. Но я была недовольна — хотелось бы войти в десятку. Можно перечислить еще много всего, но это, по моему мнению, основное.

Кроме того, мы были в федеральной программе по переселению из аварийного и ветхого жилья. До моего прихода за пять лет ветхими признали менее 200 домов, а мы признали аварийными более 300. Жилищный кодекс несправедлив в отношении собственников жилья. Чтобы признать дом ветхим, собственники должны за свой счет провести экспертизу. Мы за счет средств муниципального предприятия застройщика оплатили проведение этих экспертиз, чтобы люди хотя бы с этими документами не мучились.

– Почему вы решили выбрать партию «Новые люди»? Чем, по вашему мнению, она отличается от других партий?

–  В Якутском республиканском онкологическом диспансере мне провели две операции, и у меня было время для раздумий. Решение покинуть пост мэра было принято, в том числе, ради моей семьи. Вы не представляете, что такое быть мэром такого города, как Якутск. На вечной мерзлоте, с изношенной коммунальной инфраструктурой и с постоянным безденежьем. Сказать, что это стресс — ничего не сказать. Я осталась и являюсь на сегодняшний день советником на общественных началах нового мэра. Всё еще по якутскому времени я рано просыпаюсь и первые часы моего дня посвящены родному городу. Сейчас Якутия вся в огне — и это самое большое, что меня беспокоит. Я будто оставила детей одних дома. Да, МЧС и другие федеральные службы отправили 4 вертолета, но что такое эти 4 вертолета на огромную территорию Республики? Поэтому я сижу и думаю, что можно сделать.

Почему «Новые люди»? Потому что в тот самый момент, когда я поняла, что в силу здоровья не могу ежедневно 24/7 заниматься городом, меня пригласил на встречу Алексей Нечаев. Я понимала к кому и почему я иду, мне это было интересно. Когда мы встретились, он сказал мне, что город Якутск опытом построения диалога между властью и обществом интересен всей России. И что здорово было бы этот опыт «разнести» по всей стране, потому что раз получилось в одном городе, то получится и в остальных. Я вижу, что «Новые люди» стремятся к развитию страны, к позитивным переменам. Наши точки зрения на развитие регионов совпадают, поэтому выбор для меня был очевиден.

Я считаю, что глобальная политика должна так работать: когда принимаешь любое решение, ты должен понимать, как позитивно оно отразится на жизни конкретного человека.

– Чтобы составить избирательную программу вы отправились в путешествие по России. Какие главные и общие проблемы вы увидели?       

– Уровень бедности – это то, что меня реально беспокоит. Иногда, когда мы говорим о высоких материях, о стратегических задачах и целях, я думаю: «А вот в это время сидит какая-то мать и думает о том, как она завтра будет кормить детей». А молодежь? Мы недавно приехали из Астрахани, там зарплаты 13, 15, 18 тысяч – это катастрофа. Не в обиду старшему поколению, но когда ты молодой у тебя больше потребностей. И это не только история про увеселительные мероприятия, это и про покупку жилья, и про рождение детей, и получение образования. Как при этом держать позитивное мышление и не уходить в криминал? Я думаю, нужно разложить все категории населения по группам, посмотреть в какой группе самые бедные, начать с них. Не единоразовую какую-то выплату дать, а на постоянной основе помогать. Потому что когда тонким маслом мажешь по всему бутерброду, толку нет никакого. Об этом говорилось и в последнем докладе Счетной палаты РФ.

– Вы высказывали идею перераспределения финансов между регионами. Как это осуществить? Кто может быть наделен компетенцией решать, кому достанется большее и насколько? Расскажите механизм.

–  Отдельно стоит коснуться самого понятия «дотация». Что это такое? Это какой-то выдуманный термин, который не прописан нигде: ни в Бюджетном кодексе, ни в Налоговом кодексе, нет такого понятия. Проще говоря: центр все забирает, а потом начинает «широкой барской рукой» раздавать на свое усмотрение.

Первое, каждый субъект у нас индивидуален и к нему надо так же подходить. Невозможно на все регионы придумать единый свод правил и рекомендаций. Надо смотреть на самых бедных. Поймите меня правильно, я не против дотаций вообще, я против того, что они не прозрачные. Сейчас они привязаны к личному KPI губернатора. А нужно, чтобы они были привязаны к территории, а не к политическим показателям. Мы не видим текст соглашения по дотациям, мы не видим, на что именно они направляются, как используются, по каким критериям вычисляются. Все это нам не понятно, а все что не понятно, вызывает подозрения.

Кроме того, нам нужно пересмотреть налоговую базу. На сегодняшний день самые «жирные» налоги уходят в федеральный бюджет. Если мы говорим о налогах, которые зачисляются непосредственно в регионы – это налоги на имущество, транспортный и налог на игорный бизнес, которого уже фактически нет. Дальше налоги идут в федеральный бюджет за вычетом крайне скудных процентов. Особенно интересная штука начинается там, где мы говорим про добычу полезных ископаемых. В Якутии только 13% собранных налогов остается в регионе, а от собранного НДПИ - 15% идет в бюджет региона. И это еще хороший расклад. В той же Астрахани сохраняется 8% НДПИ, а в Республике Коми депутаты не так давно поднимали вопрос, чтобы в субъекте оставляли «хотя бы 5%». Очевидно, этот вопрос нужно пересматривать.

– Еще одна идея – прямые выборы мэра. Что в этом положительного вы видите? Нет ли рисков, что народ поставит некомпетентного градоначальника, поддавшись его уговорам или просто из личной приязни?

– Вернуть прямые выборы мэров городов необходимо, потому что когда мэр избираемый, для него работодатель — это его горожанин. Для «сити-менеджера» - это депутаты или губернатор. Те, кто проходит через горнило выборов, это определённый тип людей. В политике после выборов остаются только те, у кого есть определенное целеполагание. Тот, кто не умеет разговаривать с людьми, он никогда не пройдет выборы. Например, в Новосибирске жители очень недовольны своим мэром Анатолием Локтем и сейчас они инициируют, чтобы в законодательстве была прописана процедура отзыва. И не только мэров, но и депутатов тоже. Главное — нужно прописать понятные и открытые критерии, по которым можно снять представителя власти. За это и борется депутат от партии «Новые люди» Дарья Карасева.

– Вы считаете, что сейчас недостаточная поддержка общественных организаций? Как вы бы наладили диалог власти и НКО и т.п.?

– Любые не запрещенные в нашей стране общественники должны иметь поддержку. Если группа жителей бьется за свое озеро, если урбанисты просят велодорожки, если собаководы требуют площадки для дрессировки — все это требует внимания. Как показывает опыт, людям достаточно поддержки, того что нет запретов. Зачастую даже не нужны финансовые вложения, они сами организуются, все сделают.

Очень живой пример приведу из своего опыта. Когда вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными», общество разделилось на два лагеря. Но абсолютно у всех возникли вопросы к нашему пункту передержки животных. Я собрала активистов - и зоозащитников, и тех, кто против таких пунктов. И спросила, какие у них есть вопросы. Предложила расписать полностью бюджетные деньги на содержание этого пункта, и отдать его кому-то из собравшихся на содержание. Один отказался, второй, - получилось, что просто хотелось покричать, а реально заняться пунктом передержки они не хотели. В итоге, мы нашли четвертых, которые приняли в свое управление пункт, и я вручила им бразды правления и те бюджетные средства, которые на этот пункт были рассчитаны. Общественники увидели, что денег действительно мало, их никто не крадет. Какие-то функции нужно отдавать общественным организациям. Конечно, юридическую ответственность все равно несет муниципалитет, но работу выполняют сами люди.

– На счет независимых СМИ. Их создание требует вложений. А где вложения, там и ангажированность. Как прервать этот круг?

– Нравятся независимые СМИ тебе или нет, на них нужно смотреть, как на источник мнения. Если у них большая аудитория, а статьи, которые публикуются, вызывают интерес, значит, это те темы, над которыми надо работать, а не закрывать глаза, прятаться и убегать.

Опять же универсальный опыт города Якутска. Мы в разы сократили расходы окружной администрации на собственный пиар и взаимодействие со СМИ. Но мы со всеми СМИ были на прямой связи, не зависимо от того, государственное оно или не государственное. Когда СМИ публикует достоверные материалы, вокруг него начинает формироваться сообщество. Постепенно начинают приходить рекламодатели, так как они видят количество подписчиков. И эти рекламодатели не обязательно должны быть связаны с властью, это может быть региональный бизнес. Независимые СМИ не создаются для того, чтобы из муниципалитета получать деньги. Но если им нужна информация, они должны получать ее из первых рук. Бывали случаи, когда мы с журналистами по строчкам разбирали бюджет. Информационное пространство не терпит пустоты, поэтому если нет информации от властей, журналисты эту пустоту заполнят тем, что найдут, это должен помнить каждый чиновник.

– Ваши ближайшие политические планы? Что сделаете первым, когда попадете в Госдуму?

– Задача минимум – попасть в Госдуму, задача максимум – создать такую партию, которая будет жить десятилетиями и станет реальной силой.

Каким бы количеством мы ни вошли в Госдуму, в любом случае наше появление означает, что мы возвращаем в парламент дискуссию. Что Госдума перестает быть «бешеным принтером» законов. Мы должны придать этому процессу человечности, потому что мы, прежде всего, о людях. Сами по себе законы – это не самоцель. Цель – это улучшить жизнь людей. Я была помощником депутата Госдумы и знаю, как работает этот механизм, что происходит в коридорах власти. Важно понимать, у какой партии есть люди, которые реально умеют работать с законами. Я считаю, что мы – «Новые люди», как раз те самые. В федеральной части списка партии «Новые люди» два человека —Алексей Нечаев и я, Сардана Авксентьева. Мы не стали федеральный список расширять ни артистами, ни певцами, ни ведущими или спортсменами, потому что это лишнее. Мы выдвинули 215 кандидатов по одномандатным округам, среди них — юристы, экономисты, предприниматели. Мы идем с открытым забралом. Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев знает все про бизнес и как работает не государственный сектор, я знаю, все, что касается жизни муниципалитетов. Мы дополняем друг друга и, уверена, принесем людям пользу.

Фото: Пресс-служба партии «Новые люди»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру