У обнаруженной в Карском море атомной подлодки оказалось пугающее прошлое

Специалист пояснил, может ли эта находка представлять опасность сейчас

Сегодня много шума наделала информация, что на дне Карского моря обнаружен реакторный отсек советской атомной подводной лодки К-19. «Девятнадцатая» стала настоящей «страшилкой». Ведь за годы ее боевой службы с этой субмариной случилось несколько серьезных ЧП. Даже после своего «увольнения» из состава флота этот корабль, вернее его останки, продолжают пугать гипотетической возможностью всяких неприятностей. Об опасности такой находки рассказал специалист-атомщик.

Специалист пояснил, может ли эта находка представлять опасность сейчас
Фото: US Navy.

Карское море во времена СССР было превращено в настоящую свалку радиоактивного «мусора». По информации, опубликованной международными экологическими объединениями, там на дне лежат около 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами, более полутора десятков отработавших свое ядерных реакторов в подводных лодок, а также пять списанных старых АПЛ, которые когда-то затопили - чтобы меньше возни было! - целиком.

Все это «богатство» приходится периодически проверять на предмет отсутствия реальной радиологической угрозы. Вот и сейчас в Карском море проводится экспедиция по «инспектированию» затопленных радиоактивных объектов. Группа специалистов из подразделений МЧС России и ученые из Института океанологии РАН отправилась туда на судне «Академик Мстислав Келдыш» и приступила к обследованию «железа», покоящегося на дне, с помощью телеуправляемого робота «Фалькон».

В Facebook появилось сообщение руководителя Государственного центрального аэромобильного отряда «Центроспас» Министерства по чрезвычайным ситуациям Евгения Линейцева о том, что «Академик Мстислав Келдыш» встал на якорь перед входом в залив Амбросиева, где, согласно плану, нужно провести работы по поиску затопленного контейнера с атомным реактором подводной лодки К-19 и его обследованию.

В результате уже выполненной гидролокационной съемки данный объект удалось обнаружить. Далее предстоит при помощи оборудования, установленного на «Фальконе», осуществить его визуальный осмотр, а также взять пробы морских подводных растений и провести спектральный анализ, - это позволит определить, представляет ли в настоящее время этот затопленный фрагмент старой субмарины радиационную опасность.

В каком виде подвергали «погребению» реакторы подлодок и представляют ли эти их останки угрозу для экологии? Ответы на эти вопросы удалось получить в разговоре с ветераном-ядерщиком, доктором наук Анатолием Чечуровым, который в прошлом руководил подразделением Курчатовского института, занимавшимся вопросами безопасности и надежности атомных установок на кораблях.

- При утилизации отслужившей свое атомной подводной лодки отработанное топливо из ее реактора (или реакторов), как правило, выгружалось. Его отправляли в специальное хранилище или в могильник. Сам отсек с энергетической установкой вырезали из корпуса лодки. В прежние времена такие фрагменты переправляли в отдаленные участки морской акватории, где глубина достаточно большая – сотни метров, и там отправляли на дно.

Позднее у нас в стране приняли более строгие и правильные с точки зрения безопасности для окружающей среды нормативы по утилизации реакторных отсеков. От списанной АПЛ отрезают целый блок – реакторный и два примыкающих к нему отсека. Такой цилиндр надежно герметизируют с торцов и отправляют получившийся огромный «тубус» длиной около 12-15 метров в специально созданное хранилище-отстойник. У нас подобные хранилища есть для Северного флота - в губе Сайда на Кольском полуострове, а также для Тихоокеанского - в бухте Павловского. Там «тубусы» хранятся либо в специально подготовленных траншеях на суше, либо на пришвартованных к берегу площадках-понтонах в ожидании своей окончательной утилизации.

Что касается вырезанных и затопленных в море реакторных отсеков, то определить в каждом конкретном случае, насколько опасен с точки зрения возникновения радиации данный подводный объект, можно, лишь на основании периодически проводимых проверок.

- Велика ли вероятность того, что реакторный отсек К-19 представляет реальную опасность?

- Все зависит от того, был ли он в свое время затоплен вместе с находящимся внутри отработанным ядерным топливом, или содержимое активной зоны предварительно выгрузили. В последнем случае – если затопили пустой реактор, угрозы того, что он сможет когда-то начать «фонить», нет. Но вот в первом варианте такой «обрубок» подводной лодки, конечно, таит в себе серьезную опасность, это, по сути, «мина замедленного действия».

- Насколько распространена была в советские времена такая, прямо скажем, безответственная практика?

- К сожалению, случаи затопления реакторных отсеков списанных АПЛ вместе с содержимым активных зон, не единичны. Но вся эта информация находится под грифом «секретно». Чтобы ответить про конкретную ситуацию с отсеком К-19, нужно поднимать документы, хранящиеся в архивах у наших моряков.

 К-19 стала первым советским атомным ракетоносцем. Этот подводный крейсер вступил в строй летом 1960-го и находился в составе ВМФ вплоть до весны 1990-го.

За ее 30-летнюю биографию «девятнадцатая» несколько раз оказывалась на волосок от гибели. Причем каждое такое ЧП могло бы повлечь за собой на только потерю самого корабля, но и самую настоящую атомную катастрофу. Среди моряков этот ракетоносец из-за часто случавшихся на нем аварий заслужил скверную репутацию и даже получил прозвище «Хиросима».

Еще при спуске лодки на воду случилось событие, которое, по мнению суеверных моряков, предрекало новому подводному крейсеру неприятности в будущем.

Одним из обязательных элементов такой церемонии является «ритуальное» разбивание о борт корабля бутылки с шампанским. Так вот, по воспоминаниям очевидцев, в случае с К-19 бутылка почему-то не разбилась. В этом некоторые усмотрели дурное предзнаменование.

Увы, «бутылочная» примета сработала.

Еще во время первого боевого похода на «девятнадцатой» произошла серьезная авария с разгерметизацией реактора. В результате несколько членов экипажа погибли, а вся подлодка оказалась в зоне радиоактивного загрязнения.  

После дезактивации, основательного ремонта и модернизации К-19 вновь вступила в строй. Однако ее продолжали преследовать несчастья. 15 ноября 1969 года во время выполнения очередного задания в акватории Баренцева моря АПЛ, находясь в подводном положении, столкнулась с американской субмариной. Пострадавших среди экипажа на сей раз не было, но корабль получил серьезные повреждения в носовой части. Тогда советским морякам удалось все-таки благополучно довести свою «раненую» лодку до базы.

Серьезное ЧП с большими человеческими жертвами случились в феврале 1972 года. Во время очередного морского похода на К-19 вспыхнул пожар. Как выяснилось потом, причиной стал лопнувший трубопровод рулевого управления. Вытекшее из него масло попало на раскаленную часть одного из электроприборов и вспыхнуло. Огонь быстро охватил этот отсек, перекинулся по системе вентиляции в соседний… Аварийную лодку, которая подала сигнал бедствия, подоспевшие спасательные суда с большим трудом, при штормовой погоде все же довели до базы. Но в результате пожара погибло почти 30 офицеров и матросов-подводников.

После этого несчастья К-19 в очередной раз отремонтировали, вернули в строй действующих боевых кораблей Северного флота. Лишь в 1979 году она по решению командования была переведена в состав вспомогательных кораблей, и еще более десяти лет после этого использовалась в качестве лодки связи. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру