Для Александра Мельника плато Путорана было практически родной территорией. Здесь, а также в чукотской бухте Провидения с 2011 по 2012 годы проходили съемки его культового фильма «Территория». В основу картины был положен одноименный роман Олега Куваева, где рассказывалось об открытии большого месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке страны.
— Александр Мельник сделал великое дело, снял фильм «Территория», — говорит оператор картины Игорь Гринякин. — Должного внимания фильм сразу после выхода не получил. И даже сложилось некое ощущение неуспеха. А спустя время шквалом пошли хорошие отзывы.
Фильм стал культовым, только о «Территории» и говорили. Александр, конечно, после выхода картины, не получив ожидаемых эмоций зрителей, сильно переживал, потому что в этот фильм он вложил всю свою душу, все свои средства. Ему очень хотелось снять кино о нашей великой истории, о людях той поры, об их одержимости, страсти к своему делу. Он сам был человеком той же закваски, который делал, казалось бы, невозможное. Он подарил зрителю те впечатления, которые не мог подарить больше никто.
Оператор Игорь Гринякин вспоминает, насколько грандиозно было организовано производство. Только во время летней экспедиции на плато Путорана в 2011 году группа налетала более 220 часов на вертолете. А для создания декорации поселка геологов в бухте Провидения из Владивостока контейнеровозом было доставлено более 115 тонн дерева. Игорь Гринякин сравнивает организацию съемок с армейской операцией. Всего было затрачено 95 тысяч метров пленки, снято около 70 часов рабочего материала.
— Александр Мельник — это Кэмерон нашей страны. Американский режиссер Джеймс Кэмерон снял «Аватар», нарисовал Пандору, а Александр Владимирович ничего не рисовал, взял группу и привез на «Пандору», на плато Путорана.
— Фильм вышел в прокат в 2015 году. Многие ставили в вину Александру Мельнику огромный бюджет в полмиллиарда рублей...
— А кто деньги дал? Государство выделило очень мало средств, Александра Владимировича поддержала одна крупная компания, поддержали военные, «Росгеология», Министерство природных ресурсов, правительство Чукотки, МЧС, Русское Географическое Общество. Он годами ходил, обивал пороги кабинетов, говорил: «Ребята, надо рассказать о геологах, Россия богата не только недрами, а людьми, которые нашли эти недра. Не было бы этих людей, ничего бы этого не было. Мы обязаны рассказать о них».
И ему говорили: «Мы дадим тебе вертолет», «Мы поможем тебе оборудовать палаточный лагерь», «Мы дадим тебе топливо».
Александр Мельник был настоящим патриотом, настоящим человеком, который умел общаться, дружить, любить, вкалывать, как одержимый. Он чтил своих родителей, уважал историю своей страны. Никогда ничем не хвастался, просто делал свое дело.
Гринякин говорит, что Александр Мельник очень любил русский Север, сам, будучи инженером-гидрологом, работал на полярной станции, был влюблен в северян, в геологов, которые первыми шли по бескрайнему пространству плато Путорана.
— Вы знаете о теории существования Гипербореи, легендарной северной страны в древнегреческой мифологии, где обитал народ гипербореев? Так вот, эта теория на самом деле ожила в фильме «Территория». Говорят, что люди в этой северной стране никогда не жили, там никогда не ступала нога человека.
Когда я снимал фильм «Территория», у меня было полное ощущение, что мы именно отсюда и пришли. И Александр Мельник чувствовал, что это лоно русской цивилизации, что это наша «Пандора». Создавалось впечатление, что он проник в какие-то запретные зоны, зашел слишком далеко, узнал о тайных знаках, тайных посланиях, стал обладателем неких знаний, которые раскрывать пока было рано. И плато Путорана, Гиперборея, его забрала.
Игорь Гринякин говорит, что Александр Мельник навсегда останется для него родным, глубоко уважаемым человеком.
— Он был отцом большого семейства, очень надежный, кристально честный, уверенный в себе, плюс к этому еще и романтик, и мечтатель.
Оператор до сих пор не верит, что Александр Мельник мог оступиться.
— Это был очень осторожный человек. Я с ним бывал не раз на краю пропасти, и он всегда был очень внимательным, предусмотрительным, на рожон не лез, наоборот, всех нас оттаскивал от края, повторял: «Не рискуйте, поберегите себя!»
— Александр планировал снять документальный фильм про Арктику и Северный морской путь. Вас не приглашали на съемки?
— Нет, мне ничего про этот фильм не говорили. Вполне возможно, что это была предподготовка. Александр Владимирович искал места съемок. Он многое успел в жизни сделать. Ушел Мельник, остался фильм «Территория». Все это останется на века. Никто не сможет этого повторить.
Читайте материал «Даже скалы трясутся»: как погиб глава МЧС Зиничев»