В России заговорили о благотворном влиянии пандемии на высшее образование

Исследования показали, что больше половины студентов хотят «гибридной» учебы

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков совместно с ректорами ведущих вузов сделали выводы «по результатам» пандемии в стране. Вот главные из них: полный «дистант» в университетах невозможен. Более половины студентов хотят учиться, соединяя форматы очного и онлайн обучения в некий гибрид. А цифру надо развивать повсеместно, а пока лучшим вузам нужно делиться технологиями с другими.

Исследования показали, что больше половины студентов хотят «гибридной» учебы

Основной темой обсуждения стало совместное исследование влияние пандемии на образовательный процесс, проведенное 13 ведущими университетами РФ. В исследовании принимали участие 36 тыс. студентов (11% из них иностранцы), 24 тыс. преподавателей и 800 родителей. Результаты озвучил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Полный перевод высшего образование на дистанционный и онлайн-режимы невозможен, это ухудшает общее качество образования. А вот гибридные методы с участием индивидуальных  онлайн-курсов, расширенных доступов к библиотекам данных и командной работы идут только на пользу. Еще один вывод — те университеты, что занимались созданием цифровой инфраструктуры еще до пандемии, и сейчас показывают хорошие результаты. В учебных заведениях, которые не вкладывали ресурс в электронные коммуникации, не создавали собственных платформ и сервисов, качество образования упало с началом пандемии. «Пандемия она как рентген. Сильные стали еще сильнее, слабые — слабее. И наша задача сейчас убрать эту дифференциацию», —  резюмировал министр.

Ректоры ведущих вузов, принявших участие в исследовании, рассказали о влиянии пандемии на учебу. Зачастую это звучало как «не было бы счастья, да несчастье помогло». Ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский много говорил о создании цифровой экосистемы, возникшей в вузах благодаря пандемии. Консенсус лучших вузов (25 университетов объединились) позволил не только аккумулировать информацию, но и создать большие данные, с помощью которых можно анализировать системные изменения в учебном процесса и делать прогнозы. Университеты разработали образовательные платформы и интерфейсы, сделали новые адаптивные модели с использованием цифровых электронных помощников. Так, созданы обучающие платформы, способные поднять общий уровень успеваемости по математике у первокурсников с 22% усвоения знаний до 75% всего за 10 занятий.

Ректор ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что влияние пандемии вывело на новый уровень обратную связь между университетом и студенчеством. В «Вышке» есть традиция оценки студентами преподавателей, и она никуда не ушла на «дистатнте», а наоборот, критериев прибавилось. Оценка проводится 4 раза в год, накануне сессии, она анонимна, но набравшего слишком малые баллы «препода» могут не допустить до сессии. «Это кейс. Его надо распространить на другие университеты», — сказал Никита Анисимов.

Благотворно повлияла пандемия и на гибкость профессиональных навыков. Возникла «инициатива снизу», когда, уйдя в онлайн, студенты Дальневосточного федерального университет запатентовали новые фильтры для масок (пошли в производство) и создали колл-центр, где помогали с компьютерными навыками всем желающим, а студенты архитектурного отделения получали заказы на благоустройство дворов.

«Пандемия включила студентов в жизнь, профессиональные пробы повышают качество образования, — отметил ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров. - Ведь главная оценка качества нашей работы — успешное трудоустройство студента». 

Усилилось присутствие в высшем образовании работодателей. И со стороны бизнеса, и со стороны государства работодатели участвуют в разработке программ и методов обучения, проводят экспертную работу, выступают менторами, экзаменаторами и заказчиками массовой проектной деятельности студентов. «В идеале, через цифровые сервисы команда студентов создает проект, а после, на выходе, это уже слаженная команда и проект, готовый к внедрению. К сожалению, нормативная база для всего этого у нас пока не проработана», — отметил Виктор Кокшаров. Еще одна тенденция времени — консолидация университетов с работодателем и создание совместных программ, таких как «Живые системы», «Информационная безопасность» и др.

От лица работодателей, а именно Российского союза промышленников и предпринимателей, выступил Дмитрий Пумпянский. Он подчеркнул, что трудоустройство молодых кадров — приоритетная задача. Студенты обязаны пробовать себя в реальном секторе и развивать современные компетенции, а бизнес — предоставлять учащимся экспериментальные и учебные полигоны. «Надо продолжать сочетание индивидуальных треков с обычной формой обучения», — сказал Дмитрий Пумпянский. Ну а общая задача вузов, научных институтов и экономики — создание прорывных продуктов, востребованных и на мировом рынке.

Поэтому так важно международное сотрудничество с другими университетами, и оно тоже укрепилось с началом пандемии. Никита Анисимов рассказал об опыте сотрудничества по 6 направлениям деятельности университета, в том числе цифрового обучения, с такими крупными учебными центрами как университеты Торонто, Бостона, Беркли, Оксфордом, Пекинским университетом и др., а также с экспертами Евросоюза. Опыт изменения и дифференциация высшего образования изучают сейчас во всем мире. Поэтому исследование по 13 российским университетам было проведено очень своевременно. Эдуард Галажинский предложил распространить это исследование в качестве национальной инициативы на все вузы, создав «набор шагов», применимый к любому университету для повышения в нем качества образования. Министр инициативу поддержал. «Новая программа — удачная точка входа для такого начинания, — отметил Виктор Фальков. - Нужно посоветоваться с работодателями, и до конца года все сформулировать».

Ректор Московского педагогического университета Игорь Реморенко подчеркнул тот факт, что уход студенчества на «дистант» в пандемию «вызвал рост волонтерского движения, подхлестнул социальную активность. Но некоторые студенты, особенно первокурсники, испытывали проблемы с самоорганизацией, им требовалась психологическая поддержка». Зато студенты старших курсов сами стали в какой-то степени тьюторами и наставниками, помогаю организовывать работу с онлайн-платформами и сервисами учителям в школах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру