Брокер, биржа, IPO. Как участвовать в первичных размещениях

В середине 2021 года на американских фондовых площадках был поставлен новый рекорд событие – число первичных размещений превысило показатель всего 2020 года. Так, в прошлом году публичными стали 480 компаний – и это был самый большой показатель за всю историю фондового рынка в США! На текущий момент число IPO превысило 740, при этом заявки продолжают подавать все новые компании. Что это значит для инвестора? Попробуем разобраться.

Брокер, биржа, IPO. Как участвовать в первичных размещениях
Фото: Csaba Nagy. Pixabay.com

Для начала немного теории. IPO (англ. Initial Public Offer – первое публичное предложение) – это момент, когда компания выходит на биржу, а ее акции может купить и продать любой инвестор. Почти все известные корпорации являются публичными. Так, Apple провела IPO в 1980 году, Microsoft – в 1986-м, Netflix – в 2002-м.

Зачем вообще компании выходят на биржу? Ведь публичные организации приобретают множество обязательств: они отчитываются каждый квартал перед регулятором, аудиторами и всеми инвесторами, раскрывать информацию о своей деятельности, выручке, прибыли и других показателях. На цену акций будет влиять новостной фон и общие тенденции на рынке. На самом деле IPO в наше время стало одним из самых простых и выгодных способов привлечь капитал. Все больше эмитентов стремятся не брать кредиты, а воспользоваться деньгами инвесторов.

Так как множество компаний после IPO показывают рост, инвесторы стремятся купить дешево и продать дорого. Например, Twilio уже в первый день торгов подорожал на 92%, Nutaniks – 131%, Beyond Meat – 163%! Есть и другая стратегия – «найти звездную компанию» и держать ее акции в портфеле. Например, бумаги вышеупомянутой Netflix во время размещения стоили $15, сейчас цена одной акции составляет $589. Инвесторы, почти 20 лет назад поверившие в маленького производителя сериалов, сейчас могут продать бумаги в 40 раз дороже цены покупки.

Как участвовать?

Существует два варианта участия в IPO. Первое – прямое. В этом случае инвестор подает заявку (самостоятельно или через своего менеджера) на IPO какой-то конкретной компании, перечисляет некоторую сумму, платит все комиссии. В России этот вариант доступен только для квалифицированных инвесторов. Но есть и другой способ – приобрести паи ЗПИФа «Фонд первичных размещений».

ЗПИФ ФПР вкладывает средства сразу в несколько перспективных IPO, рекомендуемых аналитиками «Фридом Финанс». Благодаря тому, что на каждую компанию выделяется не более 10% средств фонда, обеспечивается диверсификация и снижаются риски. Фонд принимал участие в IPO Coursera, Bumble, Airbnb, Ozon и многих других размещениях, с момента запуска в 2020 году фонд показал рост на 292%!

Изначально фонд продавал бумаги спустя три месяца, но сейчас стратегия немного изменилась. Акции наиболее перспективных компаний, демонстрирующих рост на вторичном рынке, могут находиться в фонде и дольше, их продадут, когда на биржу выйдут более интересные эмитенты. Таким образом, фонд будет выходить из бумаг постепенно, что намного выгоднее.

По сути, инвестор, купивший хотя бы один пай фонда, резервирует за собой участие в самых перспективных IPO. В отличие от прямого участия в IPO, ему не нужно каждый раз подавать заявку и платить комиссии.

ЗПИФ обращается на Московской и СПБ Биржах, купить паи можно в рублях и долларах соответственно. ЗПИФ доступен неквалифицированным инвесторам, квалов же привлекает более высокой аллокацией.

Новые дебюты

Среди ожидаемых размещений осенне-зимнего сезона – популярный сервис доставки продуктов Instacart, стартап по созданию и продвижению ПО для обработки big data Databricks, производитель электромобилей Rivian, а также российский эмитент – сама СПБ Биржа.

Площадка, которую поначалу многие воспринимали лишь как возможность для неквалов торговать иностранными ценными бумагами, стремительно росла, пока не превратилась в крупнейший премаркет американского фондового рынка. СПБ Биржа сейчас интересна не только российским, но и европейским инвесторам.

Фото: Gerd Altmann. Pixabay.com

На площадке торгуются свыше двух тысяч ликвидных бумаг с листингом на NYSE и NASDAQ, несколько десятков немецкий акций, депозитарные расписки на китайские, индийские и российские компании, множество ETF. Сейчас на СПБ Бирже открыто более 11 млн клиентских счетов.

По оценкам аналитиков брокерской компании АТОН, капитализация СПБ Биржи может составить от $1,5 млрд до $3 млрд. Цена акции – примерно 950-970 рублей.

Точная дата IPO неизвестна, однако поучаствовать в нем фактически можно уже сейчас – даже неквалам. ЗПИФ ФПР примет участие в pre-IPO площадки и получит максимальную аллокацию. Учитывая успехи, которые демонстрирует СПБ Биржа, не исключено, что она станет драйвером роста для фонда в целом.

ООО ИК «Фридом Финанс» (ОГРН 1107746963785, 123112, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, дом 15, офис 18.02). Лицензия № 045–13561–100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен. Владение ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами всегда сопряжено с рисками: стоимость ценных бумаг и прочих финансовых инструментов может как расти, так и падать.

Лицензия ООО «Управляющая компания «Восток — Запад» (ОГРН 1056405422875) от 24 августа 2010 года №21-000-1-00749 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами). Источник информации, подлежащей раскрытию: сайт: ew-mc.ru, 123112, г. Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 15, этаж 12, комн. 37. Телефон/факс: 8 495 191-83-21.

Закрытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «Фонд первичных размещений» — правила доверительного управления зарегистрированы 05.02.2020 г. за No3964.

Заинтересованные лица до заключения соответствующего договора могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на сайте ew-mc.ru или по адресу 123112, г. Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 15, этаж 12, комн. 37. Телефон/факс: 8 495 191-83-21.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру