Ортопед помог гиалуроновой кислотой пациентке с болями в пояснице

Медик призвал не судить о врачах «на основании нескольких часов» — важен долгосрочный контакт

Залогом успешной диагностики и лечения является правильный выбор лечащего врача, который сможет поставить точный диагноз и назначить терапию. Сегодня врач-ортопед делится своими историями о работе с пациентами, у которых заболевания носят хронический характер.

Медик призвал не судить о врачах «на основании нескольких часов» — важен долгосрочный контакт

Артур Глумаков, ортопед «Открытой клиники» на проспекте Мира:

— Существуют вопросы, ответить на которые я не могу сходу. Которые вводят меня в легкий ступор.

Один из таких вопросов недавно задал мне мой коллега: какой у тебя процент успешного лечения в работе? Я не смог ответить на этот вопрос, стал перебирать в голове варианты: 75, 80, 90? Но ни одна цифра, которую я ни назвал бы, не будет конечной. Максимум, что я смогу проанализировать, — это обратную связь от пациентов, да и то не полностью: возвращаются ведь не все.

Расскажу историю на эту тему. Полгода назад ко мне по рекомендации обратилась женщина активного зрелого возраста, которая до сих пор работает, занимается журналистикой. Она жаловалась на боли в области таза, поясницы и ягодиц.

Как и всегда в таких случаях, я начал выяснять характер болей. И столкнулся с тем, что она не могла конкретно объяснить, где у нее болит. Несмотря на то что на все вопросы она отвечала четко, кратко и вроде бы понятно, все равно выяснение жалоб заняло много времени. Я всегда пытаюсь в процессе сбора анамнеза выяснить не столько, что болит, но еще и откуда эта проблема может начинаться. Но в данной ситуации понять было сложно. Пациентка была абсолютно адекватной, трезво мыслящей, без нарушений критики. По ее рассказу и состоянию я понял, что эта проблема беспокоит ее настолько давно, что она даже не может четко объяснить, что же ее беспокоит.

Она прошла почти все виды лечения, которые только возможны в ее ситуации: массажи, мануальные техники, магниты, физиотерапия, ЛФК, иглорефлексотерапию, многое другое... Почти все, что сегодня существует в реабилитации. Но ни одна методика не дала никакого эффекта. Этим она занималась года четыре, ходила по разным специалистам, но никто не смог помочь.

Ее боли в области таза, поясницы, ягодиц и по задней поверхности бедра усиливались в сидячем положении, а она много работала за компьютером, и это было проблемой. Боли не давали ей долго сидеть: она печатала то лежа, то полусидя, часть работы выполняла стоя. По-другому не получалось — боль отвлекала. Даже почти всю консультацию у меня она стояла. Но это не было проблемой какого-то психического нарушения — она не преувеличивала свою боль, она ее действительно ощущала.

Когда я начал осмотр, я опять столкнулся с тем, что локализация болевых ощущений не подходит ни под одну классическую схему заболевания. В точках крепления мышц и связок боль не ощущалась. Правда, из ее анамнеза следовало, что она перенесла травму таза, довольно сложную, со смещением костей. Я подозревал, что это привело к нарушению анатомии костей, и все мягкие ткани тоже пострадали.

Мы провели обследование крестцово-подвздошного сочленения — но и там я ничего интересного не нашел. Я не мог найти точку «А» этой проблемы.

Однако визуально из осмотра пациента была заметна асимметрия костей таза. Кроме того, нельзя было не заметить грубую деформацию стоп, этакое махровое продольно-поперечное плоскостопие. Такие стопы не могли не оказывать влияния на конечности и на таз.

За время походов по разным специалистам и безуспешного лечения эта пациентка уже отчаялась, что ей помогут. Я предложил ей попробовать всего одну методику — курс инъекций околосуставно и по мягким тканям препаратами гиалуроновой кислоты. То есть я предложил ей обколоть наиболее болезненные мягкие структуры, тем самым улучшить их питание, снять хроническое воспаление, что в целом должно было привести к улучшению ситуации. Но я не дал ей гарантии положительного эффекта после лечения. Хотя максимально подробно объяснил ей его цель. При этом я вел диалог максимально честно и прозрачно. Я сразу понял, что эта пациентка оценивала меня не только как доктора, но и как человека, и ей было важно, насколько я буду честен.

В результате ей провели курс инъекций. Кроме того, я порекомендовал ей ортопедические стельки. После окончания курса мы с ней попрощались. Спустя три месяца мы встретились, и она отметила положительную динамику.

Потом она пришла на консультацию через полгода. Я традиционно спросил, как ее дела, как она себя чувствует, и она сообщила, что боли сохраняются. Однако из ее рассказа все же следовало, что слева боли прошли, остались лишь справа, и ее общее восприятие всей проблемы стало совершенно другим. Ей стало проще осуществлять профессиональную деятельность, переносить болевой синдром, пусть он и сохранялся. Конечно, она хочет максимального эффекта, которого пока достигнуть не удалось. Поэтому сейчас мы проходим повторный курс инъекций, но в этот раз будем работать только с правой стороной таза.

К чему я все это рассказал? Это как раз очень поучительная история, которая наглядно свидетельствует о том, что врач-ортопед вряд ли может назвать вам процент успешного лечения пациентов в своей работе. Является ли случай с этой пациенткой успешным, пока сказать сложно — нужно еще время, месяцы, а возможно, и годы.

Очень много решает тот момент, что я работаю с пациентами на очень длинные дистанции. А пациенты нередко оценивают врачей уже после первичной консультации, что неправильно и нелогично. Мы работаем подолгу: для кого-то курс лечения ограничится парой месяцев, а для кого-то будет длиться годами. И я понимаю, что не смогу никогда полноценно оценить в цифрах успешность своей работы с пациентами, потому что каждый раз они будут обновляться. И дать правильную оценку работе будет сложно, потому что многие пациенты только приступили к лечению. Ведь в большинстве случаев мои пациенты — хронические. Поэтому, пожалуйста, не судите о врачах на основании нескольких часов или нескольких дней общения. Здоровье требует времени.

Читайте советы доктора-ортопеда в газете «Московский комсомолец» в следующую среду, 29 сентября.

А ваши вопросы и письма мы ждем на электронный адрес редакции info@mk.ru.

Сюжет:

Спроси у доктора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру