В России пообещали решить наболевшую проблему дачников

Поводом стало дело владельца 6 соток, который возвел постройки в охранной зоне

Судьбу дач, расположенных вблизи газопровода, решит в ближайшее время Конституционный суд. Высшей инстанции предстоит ответить на самые болезненные для собственников таких участков вопросы: должны ли они сносить свои дома по требованию газовиков, кто за это будет платить и положена ли какая-то компенсация за потерянную недвижимость.

Поводом стало дело владельца 6 соток, который возвел постройки в охранной зоне

Инициатором разбирательства стал дачник Юрий Тихонов. В СНТ у мужчины старые добрые шесть соток. На них маленький садовый домик в 53 квадратных метра, сарай, теплица и забор. Владел этим «богатством» Юрий Валентинович с 1975 года.

Владел и горя не знал до 2016 года, когда на него как снег на голову свалилось требование местных газовиков: дом, сарай, теплицу и даже забор снести. Причем за счет самого хозяина и без компенсации. Дачник кинулся выяснять, в чем дело. Оказалось, его участок находится в так называемой охранной зоне магистрального газопровода.

Правда, целых 40 лет до дачи Тихонова никому и дела не было. Но странным это не показалось даже судам. Несмотря на то что по закону общий срок исковой давности составляет три года, городской суд не только принял к производству иск газовиков к Тихонову, но и удовлетворил его. Вердикт шансов на спокойную дачную жизнь не оставлял. Все постройки на участке суд признал самостроем, который должен быть снесен за счет собственника без какого бы то ни было возмещения убытков. Самого огородника служители Фемиды объявили нарушителем градостроительного законодательства. 

Дело прошло все стадии пересмотра, но решение первой инстанции так и осталось в силе. Судьи как один настаивали на том, что Юрий Тихонов нарушил требования закона «О газоснабжении» и нормы Гражданского кодекса.

Только вот суды в упор не видели, что Юрий Тихонов все 40 лет понятия не имел, что не может строиться на своей земле.

Как пояснил адвокат дачника Григорий Вайпан, СНТ было создано еще в 1969 году. Тогда же было получено разрешение от газовиков. Более того, правила охраны магистральных газопроводов, в котором впервые появилось понятие «охранная зона», появились только в 1979 году, то есть спустя четыре года после того, как Юрий Тихонов возвел на своих сотках дом. 

Правила эти для широкой общественности нигде не публиковались, а единого госреестра недвижимости в те годы не было в принципе. Да и когда он появился, в выписках ни слова не было о том, что у таких дач есть какие-то ограничения на строительство. Как об этом мог узнать простой гражданин — загадка.

Еще один момент, который сделал жизнь ответчика совсем уж невыносимой — в 2018 году, то есть спустя два года после вынесения решения по его делу судом, в Гражданский кодекс были внесены совершенно справедливые поправки. Они закрепили правило презумпции добросовестности собственника постройки. То есть если газовики докажут, что человек знал о запрете строительства, вот тогда его и можно заставлять за свой счет сносить здание. А если он не знал и не мог знать — тогда и спрашивать не с кого. Точнее, снести постройку придется, но хозяину за это должна полагаться справедливая компенсация, причем заранее — до сноса.

Тихонов попытался поднять свое дело из судебных архивов, просил суды пересмотреть его по новым обстоятельствам. Но получил отказ: сроки пересмотра вышли. Даже подоспевшие в этом году целых два обзора судебной практики Верховного суда, в которых конфликты дачников с газовыми службами были разобраны подробно и в пользу дачников, не помогли. До сих пор хозяин проблемных соток держит оборону: его атакуют судебные приставы, но сносить домик он не хочет. Единственная надежда на Конституционный суд. Юрий Тихонов попросил признать  статьи федерального закона «О газоснабжении», Гражданского кодекса и ГПК, которые позволили объявить его дом опасным самостроем, нарушающими сразу три положения Конституции: право на судебную защиту, на частную собственность и справедливую компенсацию убытков в случае принудительного отчуждения имущества. 

— Дело Тихонова не единственное, когда добросовестных граждан заставили сносить свои дома из-за того, что они находятся в охранной зоне магистрального газопровода, — рассказал Григорий Вайпан. — По всем этим делам сроки пересмотра истекли, а обзоры судебной практики Верховного суда не являются основанием для пересмотра по новым обстоятельствам. Ими люди для защиты своих прав пользоваться не могут. Поэтому здесь необходимо постановление Конституционного суда. Причем важно, чтобы КС сделал в постановлении специальную оговорку о том, что дело Юрия Тихонова и других людей, оказавшихся в аналогичной ситуации, подлежали пересмотру.

Решение КС вынесет в ближайшее время. Любопытно, что Минэнерго, Минюст, Совет Федерации и Генпрокуратура позицию дачника в целом поддержали и признали, что его права нарушены. Правда, в самих законах чиновники проблем не увидели. Но зато увидели беду в том, как эти законы трактуют служители Фемиды. 

— В законе «О газоснабжении» действительно содержится жесткое требование о сносе за счет собственника, но предполагается установление его вины в самострое, — подчеркнула сенатор Ирина Рукавишникова. — В 2018 году поправками в ГК была закреплена презумпция добросовестности собственника имущества в качестве механизма защиты. Если бы суды выясняли вопрос вины, права граждан не были бы нарушены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру