Этнографический диктант-2021: неправильная усадьба и рогатая белуга

Ысыах – праздник, на который пекут пянсе

Большой этнографический диктант проходит с 2016 года. Идея родилась в Удмуртии как просветительская акция, а диктант нынешнего года готовило Федеральное агентство по делам национальностей совместно с региональными агентствами. Всего в вопроснике 30 заданий, из них 20 по стране, 10 – по местной тематике. В нашем случае, про Москву. На все про все дается 45 минут, отвечать нужно онлайн, а по почте потом придет сертификат.

В этом году диктант продлится с 3 по 7 ноября.

Ысыах – праздник, на который пекут пянсе

А сейчас, осторожно, спойлер. Корреспондент «МК» прошла этнографический тест, правильно ответив на 20 с лишним вопросов из 30 (75 из 100 баллов). Тест довольно сложный. Знатоки Александр Друзь или Борис Бурда разделали бы его под орех, а вот обычный человек только перевалил за половину. Смысл в том, чтобы каждый не просто проверил, но и прокачал свои знания. Еще, как и полагается диванным экспертам, я нашла в тесте ошибку.

Даже если не знаешь некоторых ответов, их можно угадать методом исключения. Например – почему в некоторых удмуртских лесах нельзя собирать грибы-ягоды?.. Ответы: «1. Это музеи-заповедники народной архитектуры. 2. Там находились столицы удмуртских княжеств. 3. Их воспел один из основателей удмуртской литературы. 4. Это места народных молений». Я решила, что моления, священная роща, боголесье. И оказалась права. Так же получилось с ответом на сложный, на первый взгляд, вопрос: «С пустыми руками в гости не ходят», — гласит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?» Конечно, угостить пришедших кофе! На мой взгляд, это хорошее задание, полезное для жизни.

Как и такой вопрос, например: «Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него». Варианты ответов: шашка, черкеска, папаха, пояс. Вспомнив отчего-то балы, на которых было не бонтонно отплясывать с дамами при шпагах, ответила «шашка». И не угадала – надо был «папаха». Исходя из того, что любой уважающий себя черкес сдает оружие еще при входе в гардеробе, иначе дико обидятся все присутствующие. А дальше снимать что-либо кроме папахи ему тот же обычай не позволяет.

А вот какой из предметов изготавливают из войлока, а не из меха: гусь, кухлянка, кисы или бурка? Ну, вы тоже на кухлянку подумали, сообразив, что не кисы точно, кисы обязаны быть меховыми. Так, это бурка, не путать с буркини. Разрыв шаблона, как говорят.

Сложные свой узкой спецификой вопросы посыпались в середине. Например, на вопрос «Какой из народов, включенных в Единый рейтинг малочисленных народов РФ, освоил самые северные территории России?» может ответить только специалист по этим народам, мне кажется. И то не всякий. Варианты ответа такие: нганасаны, шапсуги, абазины, ижорцы... Или вот, блюдо – симбиоз корейской и русской кухни, пирожок из дрожжевого теста с острой мясной и капустной начинкой. Есть от такого вопроса, конечно, захотелось, но аппетит к делу не пришьешь. Тем более, что пирожок правильно зовется пянсе, юкола, тала или чак-чак. Понятно, что не чак-чак, тот же сладость. Кто-то еще припомнит рыбную талу. Но дальше все равно надо гадать как двоечнику на ЕГЭ.

Порадовал вопрос с отсылом к Высоцкому: «Эй, Зин, не трогай шурина» — кто такой шурин? Или вот, с элементами психологии задание про русские обычаи. «Какой из предметов домашней утвари был символом власти хозяйки в русской крестьянской избе?» Выбирая между коромыслом и лопатой для хлебов, выбрала-таки лопату и прогадала. Символом оказалось коромысло, надо бы приобресть. Скалки среди вариантов ответов не значилось.

Два вопроса показались спорными. «Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное — гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие — «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?» Варианты ответов: калуга, мамонт, белуга, морж. Наверное, можно подглядеть в интернете, какой герб у города. Но если отвечать честно, возникает путаница. Помню, что Индрик это такой русский единорог, и ближе всего соотносится внешним обликом с оленем. Ну и кого выбрать? Ни мамонт, ни морж на оленя не похожи...

Второй, более крупный прокол организаторы допустили в блоке по москвоведенью. Что обидно, потому что другие вопросы по Москве – интересные, и на них может ответить любой, кто интересуется историей города. Но вот вопрос №23: «Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и Лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне — посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?» Почти каждый москвич ответит – в Армянском переулке, что в Басманном районе ЦАО. А в вариантах ответов даны Якиманка, Китай-город, Замоскоречье и Марьина роща. Получается, что правильного ответа здесь просто нет… Прокол тем более досадный, что про Москву есть вопросы остроумные и познавательные. «Национальный праздник какого народа под названием Ысыах отмечается много лет в парке музея «Коломенское»? Или: «В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом — культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя». Варианты: Габдулла Апанаев, Шамси Асадуллаев, Ахмад Хусаинов, Асгат Галимзянов, Габдулла Апанаев, Шамси Асадуллаев, Ахмад Хусаинов, Асгат Галимзянов. А вот подсказывать не будем.

— Мы отвечаем только за свою часть, за те вопросы, что касаются Удмуртии, — рассказывает представитель Министерства нацполитики Удмуртской республики Сергей Огородников. — Каждый регион готовит свою часть вопросов по общефедеральной части, а 10 «местных» вопросов готовят региональные министерства. Если вы нашли ошибку в вопросах о Москве, я это зафиксирую и передам... Могу рассказать, как составляются вопросы по Удмуртии. Над ними работают ученые, а после мы обязательно обкатываем вопросник на обычных людях, тех, кто профессионально в этих темах не разбирается. Стараемся, чтобы отвечать было интересно. Ведь «срезать» каким-то сложным специфическим заданием можно почти любого. А наша задача состоит в том, чтобы человек узнал из теста нечто новое, заинтересовался каким-то фактом, обычаем, случаем. Возможно, и съездил бы потом куда-нибудь, например, в Удмуртию. Страна у нас большая, и много культурных открытий здесь можно совершить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру