Юриста удивила беспечность экипажа задержанного в Дании судна «Академик Иоффе»

«Меня удивляет, зачем он вообще зашел в датский порт, когда должен стараться обходить его стороной»

Научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» вместе с экипажем по-прежнему находится под арестом в датском порту Скаген, и информация оттуда поступает крайне скудная. Дескать, все живы и здоровы, российская сторона «ведет активную работу по вопросу освобождеиия людей и по скорейшему их возвращению на родину». Мы обсудили ситуацию с профессором международного права.

«Меня удивляет, зачем он вообще зашел в датский порт, когда должен стараться обходить его стороной»

В вынужденном «заточении» оказались 38 членов экипажа и 23 научных сотрудника Института океанологии РАН, собственника судна.

Олимпийское спокойствие российской стороны по «вызволению» соотечественников понять можно. Находится оно не в плену у кровожадных пиратов, а в цивилизованной Европе, где персоналу никто и ничто не угрожает К тому же  «Академик Иоффе» готовился к длительному походу, запасов провизии там хватит еще на два месяца. 

Сообщается, что финансовый конфликт Института океанологии «с третьей стороной», некой канадской компанией, решается по дипломатическим каналам. Суть вкратце такова. С 2001 года «Академик Иоффе» и судно точно такого же класса «Академик Сергей Вавилов» стали использоваться в коммерческом фрахте – суда сдавались в аренду «третьей стороне» для организации круизных рейсов. Такая практика широко распространена во многих странах мира. 

После завершения очередной научной экспедиции по изучению Мирового океана, когда ученые со своим оборудованием покидали борт, экипаж принимал заграничных путешественников и отправлялся с ними в Арктику или Антарктиду. Чтобы те в реальных условиях могли насладиться дикими природными прелестями: мощными ледниками, айсбергами, белыми медведями или пингвинами. Такие зрелища вызывают у пассажиров бурный восторг и прилив адреналина. 

Подобная коммерческая деятельность позволяла получать дополнительные средства на обновление дорогостоящего оборудования, снижать зависимость от бюджетного финансирования.  

Но якобы в 2018 году что-то пошло не так, и компания-фрахтователь предъявила финансовые претензии к Институту океанологии, арестовав в Дании «Академика Иоффе».

Не буду лукавить: для меня это судно – не просто гордость научного флота с уникальными установками по дальнему распространению звука в океане. Несколько лет назад на «Академике Иоффе» я участвовал в научной экспедиции Института океанологии по исследованию теплого течения Гольфстрим в Северном полушарии. Мы прошли четыре моря и Атлантический океан по 60-й параллели. Именно в этих широтах формируются циклоны, которые формируют погоду в Западной Европе и на части России. 

Похоже, что теперь корабль надолго бросил якорь у берегов Дании...

Кто не знает, это первая страна в мире, где уже в середине сентября было вакцинировано 88 % населения и отменены все антиковидные ограничения. Ни масок, ни перчаток, ни социальной дистанции. Полная свобода действий, но за ней россияне могут смотреть только в бинокль с борта судна. Сходить на берег им запрещено.

Такие жесткие требования к «арестантам» некоторые эксперты объясняют тем обстоятельством, что если бы в Скагене планировался длительный рейд, то для всего персонала заранее были бы оформлены визы. И команда могла не просто выходить в город, но ее бы уже давно отправили по домам. 

Теперь им ждать разрешения конфликта.

- «Академик Иоффе» попал в тяжелую правовую ситуацию, - сообщил «МК» профессор международного права, член Постоянной палаты Третейского суда в Гааге Камиль Бекяшев.- Ранее судовладелец – Институт океанологии РАН - заключил договора на сдачу в аренду нескольких своих судов под круизные рейсы. А затем постепенно расторг контракты. Фрахтователь, третья сторона, вправе предъявить ему имущественный иск. Он может рассматриваться  в Постоянной палате Третейского суда в Гааге, членом которой я являюсь. Или в Международном трибунале по Морскому праву.

- Разбирательство предстоит длительное?

- Скорее всего, это будут тяжелые переговоры

Мне сейчас не понятно: должен что-то Институт океанологии или нет. Это очень важно. 

Если Институт брал задаток за круиз, должен его вернуть. Если не брал, канадская компания должна заявить, что претензий к судовладельцу она не имеет. Необходимо все тщательно изучать.

Меня вот что удивляет: зачем «Академик Иоффе» зашел в датский порт? Судов-должников в России много, и на рыболовецком флоте, и на торговом. Капитаны там ребята ушлые. Они стараются не заходить в те порты, где на судно могут наложить арест.

Можно предположить, что экипаж и ученые решили просто ознакомиться с местными достопримечательностями.

- Но некоторые эксперты утверждают, что без оформленных виз их никто бы на берег не выпустил!

- Нет, когда ты оформлен в загранплавание, у тебя открытая виза. При заходе в иностранный порт, персонал включается в судовую роль, и это дает ему право свободно покидать борт. Но капитан судна за 72 часа до прихода должен уведомить портовые власти, что, к примеру, 60 человек сойдут на берег с такого-то и по такое-то время.

- Тогда почему российская сторона не может оперативно эвакуировать состав судна на родину?

- По требованию канадской фирмы на судно наложен арест. А если так, то все находится «под замком».

- Ситуация с пандемией коронавируса здесь может играть какую-то роль?

- Не исключено. В том же запросе портовым властям Дании капитан судна обязан заранее  сообщить всю необходимую  информацию.   А порт Калининграда, из которого выходил «Академик Иоффе» - проверить документацию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру