По подсчетам аналитиков, россияне стали лояльнее относиться к заказу алкогольной продукции в интернете. Доля россиян, кто назвал алкоголь среди товаров, которые не стали бы покупать в интернете, за год сократилась на 6 п.п. — с 42% в 2020 году до 36% в 2021 году. При этом в 2021 году доля заказов алкоголя в сети увеличилась до 11%.
Напомним, что законодательно дистанционный заказ спиртосодержащих напитков в России разрешен, а вот оплатить его онлайн или получить с доставкой не выйдет.
Также на 4 п.п. выросла доля россиян, заказывающих в сети лекарства и БАДы и лекарства. В 2021 году эти товары приобретали 45% участвовавших в опросе людей. При этом, как и в случае с алкоголем, снизилась доля тех, кто не стал бы покупать лекарства и БАДы онлайн. В 2021 году она составила 24% против 31% в прошлом году.
Самые активные покупатели лекарств и БАДов в интернете, как показало исследование, это россияне в возрасте 40-55 лет. Эти товары присутствовали в последней покупке у 7% опрошенных в этой категории — больше, чем у других категорий.
Такие результаты, как предполагают аналитики, могут быть связаны с тем, что осенью маркетплейсы получили право законно реализовывать безрецептурные лекарства и БАДы. Пользователям в то же время удобнее покупать их онлайн благодаря широкому ассортименту и возможности оперативно отслеживать скидки.
В то же время среди россиян стало популярно покупать онлайн одежду и обувь — в 2021 году это сделали хоть раз 64% участников опроса. На втором месте — средства гигиены с популярностью в 59%. Заметнее всего, почти на четверть, расширился спрос на продукты питания. Доля респондентов, которые заказали еду, в 2021 году выросла до 50%, в 2020 году она составляла 40%.
Почему люди выбирают покупки в интернете
Исследование показало, что в 2021 году изменилась мотивация людей делать покупки онлайн.
В частности, при онлайн заказах снижается значение фактора «Возможность сравнить цены и найти выгодные предложения»: в 2020 году о нем говорили 58% опрошенных, в 2021 году — 55%. В то же время увеличилась доля граждан, которые покупают в интернете, потому что не любят посещать магазины офлайн — с 12% до 15% Людям также стал более важен широкий ассортимент продукции в онлайне — показатель важности этого фактора вырос с 36% до 39%.