Федору Конюхову - 70: собрался пересечь океан на солнечной тяге

Путешественник в невозможное

12 декабря — юбилей у человека, привыкшего совершать невозможное. 70-летие отмечает Федор Конюхов — художник, автор книг, но главное, один из самых известных российских путешественников-экстремалов. За его плечами более 50 уникальных экспедиций, в том числе и одиночных. Ему принадлежит 21 мировой рекорд, 9 из которых занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Накануне своей круглой даты Федор Филиппович, который сейчас готовит очередной необычный поход, ответил на вопросы «МК».

Путешественник в невозможное
Фото: ЭкспедициОННЫЙ Штаб Федора Конюхова

Если перечислять его прошлые путешествия, придется не раз использовать слова «впервые в мире».

До Конюхова никто не смог в одиночку пересечь Тихий океан на весельной лодке. Он первый человек, который достиг всех пяти полюсов нашей планеты: Северного и Южного географических, полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов)…

Кроме того, в конюховском послужном списке 4 кругосветных плавания, 16-кратное пересечение Атлантики, восхождение на семь главных горных вершин мира…

Нет, обычному человеку даже сотой доли таких приключений одолеть не под силу! Так что же это за супермен такой? И как он умудряется вот уже на протяжении более полувека подзаряжать свои батарейки, откуда черпает энергию для выполнения столь удивительных путешествий?

Впрочем, вначале давайте поинтересуемся у юбиляра подробностями его нового проекта, старт которого уже совсем не за горами.

— Какова цель вашей предстоящей экспедиции — первого в истории одиночного перехода через Атлантический и Тихий океаны на катамаране с двигателем, работающим от энергии солнца? Ведь наверняка это не будет просто «фокус от Федора Конюхова», чтобы удивить весь мир подвигами отчаянного русского…

— Для меня путешествовать, рисовать, писать книги так же естественно, как дышать. Мы же не задумывается, прежде чем сделать вдох? Просто дышим. Так и с моими путешествиями. Но у каждого такого «вдоха», конечно, есть цель, и он тщательно подготовлен. Рисковать наобум — глупо и безответственно. Я никогда не буду прыгать с обрыва с тарзанки — зачем? Это бессмысленно. Но возьмите любую из моих экспедиций — у каждой обязательно есть какая-то миссия, которая мне кажется важной, рубежной, открывающей для человечества что-то новое.

Вот и будущий трансокеанский переход имеет две важные цели. Первая — привлечь внимание к возможностям альтернативной энергетики. Если уж на солнечной энергии океан можно пересечь, то мы просто обязаны использовать ее в обычной жизни.

Вторая цель проекта, который получил название NOVA, — оценить реальный уровень загрязненности океанов. У меня подписано соглашение с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН, который выступает научным партнером экспедиции. Во время плавания буду наблюдать за океаном, вести видеодневник. На катамаране установят специальные фильтры проточного типа, способные улавливать мельчайшие частицы находящегося в океанской воде пластика. Мне предстоит каждый день извлекать улов, пойманный этими фильтрами, упаковывать и маркировать такие собранные образцы, указывая координаты места, время накопления каждой порции, а также показания счетчика, измеряющего количество воды, прошедшей через фильтр. Все материалы будут затем переданы в институт для анализа. Такие данные позволят ученым построить математические модели, лучше изучить пути мусорных потоков в океане.

Это цели, так сказать, общественного масштаба. А для меня лично переход на катамаране — возвращение в океан. Из-за пандемии два года не был среди океанских просторов, это вечность для такого заядлого морского странника... Кроме того, предстоящее путешествие — очередной вызов стихии, возможностям человека и техники, уровню технологий. Я его с радостью принимаю!

— У вас позади шестнадцать маршрутов через Атлантику. Заметны ли при столь близком общении с царством Нептуна, какое было у вас, изменения экологического состояния океана?

— Конечно, заметны, увы, в сторону ухудшения. Стало меньше птиц, рыб. Почти не встречаются теперь крупные млекопитающие — дельфины, киты.

Проблема загрязнения Мирового океана в значительной степени касается нашей страны. Ведь на России лежит большая ответственность, поскольку она имеет очень протяженные морские границы, в первую очередь на севере. И мы призваны подавать другим государствам пример бережного отношения к уникальной морской природе. Крупнейшие российские реки, такие как Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, несут свои воды из глубины континента в Северный Ледовитый океан. Так что весь российский мусор, оказавшийся в реках, попадает в Арктику и разносится течениями по арктическому бассейну и дальше за его пределы. Сохранение чистоты вод этих великих рек — наша зона ответственности.

Фото: ЭкспедициОННЫЙ Штаб Федора Конюхова

— Давайте вернемся к вашему предстоящему путешествию. Насколько я знаю, «солнечный» катамаран для него строят в Англии. Почему именно там? И будут ли в конструкции этого уникального судна использоваться какие-то отечественные материалы, приборы, узлы?

— Я с 2000 года знаком с Филом Моррисоном — знаменитым британским лодочным дизайнером и яхтсменом. Фил проектировал все три мои весельные лодки. На «УралАЗе» я пересек Атлантику, на «Тургояке» — Тихий океан из Чили в Австралию, на «АКРОСе» — южную часть Тихого океана от Новой Зеландии до мыса Горн. Все три перехода завершились успешно с мировыми рекордами.

Фил очень хорошо чувствует, что именно мне нужно. Мы с ним на одной волне. Например, он прекрасно понимал, что нельзя пройти Тихий океан, ни разу не попав в сильный шторм. Поэтому «АКРОС» спроектировал как спасательную капсулу, способную выдержать многодневные удары крупных волн и даже переворачивание вверх ногами.

Так что, когда появилась мысль пересечь океан на судне с солнечными батареями, я решил не рисковать и не экспериментировать с другими дизайнерами, а обратился за помощью в воплощении идеи такого корабля на солнечной тяге к Филу.

Именно Моррисон предложил вариант с катамараном. Он более устойчив, чем судно традиционной конструкции, и скорость у него выше: узкая подводная часть двух корпусов дает гораздо меньшее сопротивление, чем один широкий корпус. Кроме того, палуба катамарана позволяет разместить больше солнечных батарей. По проекту площадь таких модулей, горизонтально расположенных на палубе, составляет 51 квадратный метр. Это позволит получать по максимуму до 9 кВт мощности для питания электрических двигателей и аппаратуры, имеющейся на судне. Кроме того, дополнительные батареи, ловящие солнце, установлены также на бортах катамарана, за счет них удастся получать еще более киловатта. Все светочувствительные модули разработаны и изготовлены в России. Материал для корпуса катамарана — тоже отечественная разработка, легкий и прочный композит на основе углеродного волокна.

Катамаран NOVA — экспериментальное судно, мы все придумали сами, готовых решений нет. Пришлось тестировать каждый узел, каждую систему. Вообще создание столь необычного по нынешним временам корабля — это долгий и трудоемкий процесс. И, конечно, недешевый. Но в решении финансовых проблем очень помог мой хороший друг, российский бизнесмен Юрий Красовский.

В правом корпусе катамарана у меня будет навигационная рубка, в левом — камбуз и опреснитель морской воды. Плюс нужно разместить на борту 550 килограммов литий-ионных аккумуляторов и при этом обеспечить их надежную защиту: ведь вокруг опасная для таких элементов водная среда.

Фото: Штаб Экспедиции Федора Конюхова

— Вам и прежде доводилось совершать путешествия на необычных, специально спроектированных средствах передвижения. Какова дальнейшая судьба этих весельных лодок, воздушного шара? И что будет в дальнейшем с катамараном NOVA?

— Катамаран после завершения экспедиции отправится в Англию на техобслуживание, потом будет доставлен в Россию. Его размеры (длина судна 40 футов), конструкцию предусмотрели такими, чтобы можно было разобрать, погрузить в типовой морской контейнер и доставить в любую точку планеты.

В России катамаран пригодится для научно-исследовательской работы. Он подходит и для северных, и для южных морей, и для крупных озер. А еще NOVA может работать в беспилотном режиме. Это первое судно океанского класса под российским флагом, которое на такое способно! Продолжительность автономного плавания до полугода, дальность без ограничений. Можно вести различные наблюдения, делать фото- и видеосъемку, забор проб воды, проводить измерения. И все это — без участия человека.

Большая часть оборудования из прошлых моих экспедиций тоже перевезена в Россию. Что-то передал в музеи, что-то приходится держать на складе. Гондола воздушного шара «МОРТОН» и одна из лодок хранятся в моей мастерской в Москве. Со временем надеюсь собрать все памятные экспонаты в одном месте. Мы с друзьями сейчас строим в Тульской области «Деревню Федора Конюхова», где планируется создать школу путешественников, музей российских путешественников, художественную галерею, творческие мастерские. Там-то я и намерен разместить свои средства передвижения, включая весельные лодки.

— Вспоминая прошлые маршруты, не ловите себя на мысли: как же я сумел это осуществить? Или, может быть, о каких-то прежних проектах жалеете, что потратили силы и время на них?

— Иногда мне кажется, что я прожил триста лет — столько всего вместилось в мои семьдесят. Оглядываюсь порой назад и думаю: как удалось все успеть? Как удалось уцелеть, выжить? Почти все мои друзья уже в другом мире. Чем старше становлюсь, тем чаще вспоминаю тех, кто не вернулся с маршрута.

Что бы я поменял в своем прошлом? Ничего, кроме интенсивности. Можно и нужно делать больше. Жизнь дается всего один раз. Никто и никогда не сможет еще раз прожить, скажем, нынешний 2021-й. Все, что успел сделать в этот год, — останется с тобой. Цените время! Его с каждым прожитым годом у вас будет все меньше и меньше. Не откладывайте на потом: это «потом» может не случиться. Действовать нужно здесь и сейчас. Пандемия показала, как хрупок наш мир.

— Остались ли еще места, где вы не были, но хотели бы побывать?

— Конечно, меня интересует космос. Я из того поколения, которое равнялось на Юрия Гагарина и мечтало работать в космосе. А вот моего младшего сына Николая интересует уже следующий уровень: как покорить гору Олимп на Марсе. Хотя это интересно и мне. Если бы мы жили по 150 лет, я бы начал готовиться к экспедиции на Марс. Кого-то пугают 500 дней полета в одну сторону, но точно не меня.

А что касается пределов земных… Мои дети подсчитали, что я был больше чем в 185 странах. При этом с уверенностью заявляю: красивее нашей России нет.

Я с удовольствием возвращаюсь в знакомые места. Океан один, а сколько способов его изучать, исследовать!

— По какому принципу выбираете средства передвижения для путешествий? Например, в 1989 году вы совершили сверхмарафонский велопробег Находка — Москва — Ленинград, но с тех пор велосипедом для своих рекордных проектов не пользовались. Почему?

— Это был прекрасный опыт, первая совместная советско-американская экспедиция в нашей стране. Но всему свое время. Я по-прежнему замечательно отношусь к велосипеду. Это хорошая нагрузка (сам порой катаюсь в удовольствие) и экологичный вид транспорта. Я от души приветствую тех, кто ездит на работу на велосипеде, а не на машине.

Однако в последние годы меня привлекают проекты, которые не только про физические возможности человека, но и про технологический прорыв. Технологии стали неотъемлемой частью жизни, с этим нельзя не считаться. Рекорды, которые могут менять мир, сейчас рождаются на стыке духа, техники и технологий.

фото: ЭкспедициОННЫЙ Штаб Федора Конюхова

— Откройте секрет: какие-то замыслы на очередное десятилетие своей жизни у Федора Конюхова уже есть?

— Хочется продолжить тему использования солнечной энергии. Я верю, что уже в недалеком будущем будут и автомобили солнечные, и самолеты. Хочется всем доказать — это возможно, это стоит развивать и тиражировать. Поэтому в ближайшие годы надеюсь совершить первый в мире беспосадочный перелет вокруг Земли на самолете, приводимом в движение энергией, которая получена от установленных на нем солнечных батарей.

Кроме того, с использованием энергии солнца для путешествия связана еще одна моя мечта, океанская. Еще в конце прошлого века был учрежден приз — кубок Жюля Верна, который присуждается тому, кто установит рекорд кругосветного плавания под парусом, совершив его не более чем за 80 суток (помните знаменитый жюль-верновский роман «Вокруг света за 80 дней»?). Для претендентов определили конкретный маршрут такого путешествия. Старт и финиш в Ла-Манше, нужно миновать три великих мыса: Доброй Надежды (Африка), Люин (Австралия), Горн (Южная Америка). Действующий на сегодня рекорд принадлежит французскому экипажу, который преодолел эти 27 тысяч миль за 40 суток.

Понимаю, что у нас не получится улучшить их результат, но хочу установить иное мировое достижение: обойти вокруг света за 80 дней с помощью не парусов, а солнечной энергии.

Для этого придется построить новый катамаран, более скоростной по сравнению с нынешним. Для сравнения: у NOVA расчетная скорость — 5–7 узлов, а чтобы сделать кругосветку за 80 дней, необходимо будет обеспечить не меньше 14 узлов. Это очень амбициозная задача, с точки зрения нынешних технологий она на грани возможного. Нужно максимально снизить вес катамарана, нужны солнечные модули с максимальным КПД, суперэффективные преобразователи энергии… Мы уже работаем над этим вместе с моими постоянными партнерами — генеральным конструктором одной из российских технологических компаний Михаилом Лифшицем, еще несколькими специалистами.

— То есть переходить к оседлому образу жизни вы не собираетесь. А в принципе может ли настоящий путешественник уйти на покой? Или отставных путешественников не бывает и это увлечение на всю жизнь до ее края?

— Путешественник — это больше, чем увлечение. Это работа, образ жизни, образ мышления, склад характера, строение души. Другое дело, что могут меняться интересы, приоритеты, возможности, в том числе физические, материальные.

В молодости я и помыслить не мог, что мне удастся построить воздушный шар и подняться на нем в стратосферу или переплыть на катамаране с солнечными батареями через океан. Но в итоге эта запредельная для меня, молодого, фантастика впоследствии осуществилась или уже близка к осуществлению. Но сейчас я не сумею 100 километров пробежать, как тогда.

Понимаю: неизбежно настанет момент, когда не смогу и веслом как следует поработать, и полумарафон одолеть... Но пока есть силы, вдохновение, возможности — буду путешествовать, исследовать, познавать мир и рассказывать о том, как он прекрасен. На Земле нет некрасивых или неинтересных мест.

МЕЖДУ ТЕМ

Когда номер готовился в печать, стало известно, что Президент РФ Владимир Путин направил знаменитому российскому путешественнику Федору Конюхову письмо с поздравлениями по случаю его юбилея.

«И в нашей стране, и далеко за ее пределами Вас знают как яркого, неординарного, сильного духом человека, отважного и неутомимого путешественника. Ваши уникальные экспедиции и походы достойно продолжают замечательные традиции русских исследователей и первооткрывателей, поражают масштабностью и смелостью замысла. И, конечно, имеют большое значение для воспитания молодежи. От души желаю Вам здоровья, бодрости духа, успехов во всех начинаниях. В.Путин».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28685 от 13 декабря 2021

Заголовок в газете: Путешественник в невозможное

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру