Несколько мыслей из Малого зала Московской консерватории

Рождественская сказка

Вы верите в чудеса? Выросли из этого возраста? А зря. Надеюсь, что, по крайней мере, под Рождество или под Новый год, которым в атеистическом советском государстве подменили религиозный праздник, вера в чудо возрождается.

Рождественская сказка
Фото: mosconsv.ru

К слову сказать, введение новогоднего праздника в 1934 году имело свои положительные последствия. Новый год с одинаковой радостью отмечают люди всех конфессий, и это такой праздник, который не нанес ущерба ни богатым, ни бедным, ни либералам, ни консерваторам. Вот уж действительно скрепа из скреп, цементирующая наше многонациональное, поликонфессиональное и идеологически пестрое государство.

Но вернемся к чудесам, которых в канун Рождества и Нового года с одинаковым воодушевлением алчут и взрослые, и дети. Я лично недавно своими глазами и ушами наблюдал, как сказка становится былью. Почему и ушами? Потому что происходило это в Малом зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского, на сцене которого чудодействовал молодой пианист Павел Колесников.

Исполнял он мало известное широким слушателям произведение И.С.Баха «Гольдберг-вариации». История создания этого шедевра заслуживает внимания. Считается, что вариации были написаны по заказу российского посланника в Саксонии графа Германа Карла фон Кайзерлинга, покровительствовавшего Баху, и получили название по имени личного музыканта Кайзерлинга, клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга.

Юный Гольдберг в конце 1730-х годов учился у Баха. Граф часто хворал и всякий раз, когда его одолевало какое-нибудь недомогание, страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь от недугов. Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтоб они могли скрасить его бессонные ночи. Бах решил, что тут, пожалуй, лучше всего подойдут вариации, хотя до сих пор считал, что это дело неблагодарное — его не устраивала неизменность гармонической основы. Тем не менее эти вариации, как и всё, что он создавал в то время, получились у него великолепными: это одно из образцовых произведений музыкального искусства. Следует сказать, что им создан единственный образец такого рода. Граф называл этот цикл своими вариациями. Он никак не мог ими насладиться и долго еще, как только у него начиналась бессонница, говорил: «Любезный Гольдберг, сыграй-ка мне какую-нибудь из моих вариаций».

Граф отблагодарил Баха, одарив его золотым сосудом, до краев наполненным золотыми гульденами. Едва ли когда-либо еще в своей творческой жизни композитор получал столь щедрые гонорары.

Сегодня, когда копья ломаются вокруг проблемы патриотического воспитания нашей молодежи, с удовлетворением замечу, что нам есть чем гордиться помимо воинских побед и расширения имперских границ. По сути дела, в описанной истории русский дипломат выступил, как сегодня принято говорить, продюсером проекта.

Впрочем, в истории все переплетено: война и мир, культура и политика. Так, например, будущий император Павел инкогнито путешествовал по Европе, что, впрочем, не было тайной для венценосных особ. К приезду сына император Иосиф II заказал Моцарту оперу «Похищение из сераля». Турецкая тема в подарок принцу была выбрана сознательно. В это время его матушка завоевала Крым. Кстати, на обратном пути через полтора года наследник престола получил от другого великого композитора Гайдна шесть струнных квартетов. Они так и остались в истории как «Русские квартеты».

Но вернемся в Малый зал консерватории. Звучат дивные аккорды Баха, а на сцене большой портрет Сергея Леонидовича Доренского, заведующего кафедрой специального фортепиано. Среди его учеников такие разные, но такие знаменитые исполнители: Денис Мацуев, Николай Луганский и многие другие — лауреаты первых премий престижнейших международных конкурсов, народные артисты России...

В этом декабре С.Л.Доренскому исполнилось бы девяносто лет. Его юбилею и посвящены музыкальные вечера, где концертируют его ученики.

Московской пианистической школе воистину есть чем гордиться, ибо она признана во всем мире.

А на портрете лицо пожилого человека, взгляд которого направлен как бы внутрь самого себя, но при этом он слегка улыбается. Или это мне только кажется? Попеременно переводя взгляд с портрета на молодого исполнителя и обратно, я постепенно убеждаюсь в том, что это так и есть, ибо нет большего счастья для подлинного педагога, чем оставить после себя след в лице своих выдающихся воспитанников.

Павел Колесников, несмотря на молодость, чрезвычайно востребованный пианист мирового уровня. После победы на конкурсе им. Эстер Хонненс Павел Колесников дал ряд концертов: в Карнеги-холле, в берлинском Концертхаусе, в парижском Лувре, зале Ванкуверского концертного общества, Музыкальном обществе г. Ла-Хойя, на фестивале искусств «Сполето» в Чарлстоне (США), на канадском фестивале камерной музыки в Оттаве и на летнем фестивале искусств в Банфе. О Павле говорят, что он создает замки из музыки.

Несмотря на жесткий концертный график, прилетел из Лондона на один вечер в Москву, чтобы отдать должное памяти учителя. Согласитесь, уже одно это говорит о многом.

Но, разумеется, больше всего говорит о личности музыканта его исполнение.

Трудно выразить словами увиденное, но еще труднее — услышанное. Полное впечатление, что Павел не просто эффектно демонстрирует виртуозное техническое мастерство, которым, безусловно, обладает, но напрямую воспринимает музыку высших сфер. Постоянно шепчущие что-то губы. Что это как не молитва... Удивительно точные ферматы (паузы между музыкальными вариациями): тишина — та же музыка, послезвучие.

Для меня, педагога, видно, как по мере исполнения передо мной вырастает зрелая творческая личность, сочетающая в себе огромную культуру (и не только музыкальную) и деликатность, граничащую со скромностью, мастерство и вдохновение. Резонный педагогический вопрос: где истоки личности этого молодого человека? Не сразу же он попал в консерваторию. Где и с кем провел свое детство? Возможно, его родители музыканты. Так часто бывает, когда сын, подобно молодым Ойстраху или Шостаковичу, наследует призвание родителей.

Как оказалось, ничего подобного: Павел родом из Новосибирска, а точнее, из знаменитого Академгородка, где в шестидесятые годы в СССР концентрировали молодую техническую элиту. Так что родители музыканта — ученые. Вполне естественно, что технари тех лет читали запойно, приглашали к себе в закрытый Академгородок Галича, Высоцкого. Там же проходили джазовые и симфонические концерты. Словом, в Академгородке шла насыщенная культурная жизнь. Закрытые города были открыты мировой культуре.

И еще одно: папа с мамой приучили Павла к систематическому напряженному труду. Занятия скрипкой, а затем фортепиано требуют ежедневного четырнадцатичасового тренинга. Талант талантом, но мастерство достается потом.

И наконец, последнее. В Малом зале консерватории было достаточно молодых лиц, включая моих коллег, начинающих педагогов. Попробуйте после этого утверждать, что все молодое поколение, все без исключения, предпочитает попсу.

Так на моих глазах наяву, а не во сне родилась рождественская сказка. Чего накануне Рождества и Нового года искренне всем желаю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28692 от 22 декабря 2021

Заголовок в газете: Рождественская сказка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру