История женских дуэлей: княгиня вызвала графиню, сражались на шпагах

Дамам пришлось снять корсеты

Да здравствуют равные права мужчин и женщин! История показывает, что в борьбе за это представительницы прекрасного пола преодолели немало серьезных барьеров, добиваясь возможности заниматься делами и совершать поступки наравне с мужчинами. Одно из таких достижений — весьма спорных с точки зрения нынешней этики и теперь совсем уже позабытых — участие дам и девиц в дуэлях.

Дамам пришлось снять корсеты
Эмиль Антуан Байяр. «Дуэль» (1884).

Судя по сохранившимся свидетельствам из исторических хроник, воспоминаниям современников, ко многим из этих инцидентов вполне подходит известная фраза о «русском бунте — бессмысленном и беспощадном». Нужно только заменить «русский бунт» на «женскую дуэль».

Впрочем, сами участницы таких поединков, похоже, бессмысленными их отнюдь не считали. Такой вывод можно сделать, узнав о конкретных случаях, про которые рассказал корреспонденту «МК» Михаил Белкин — человек, называющий свое увлечение поисками интересных эпизодов, произошедших в прошлом, «коллекционированием историй».

Добровольные гладиаторши

В числе законодательниц европейской моды на дуэли с участием представительниц прекрасного пола называют мадемуазель Мопен, которая блистала на балах во времена короля Людовика XIV. Барышню весьма утомили надоедливые поклонники. Желая защититься от их навязчивых ухаживаний, она не придумала ничего лучше, как освоить искусство владения шпагой. Благо и учитель подходящий имелся: месье Серан — лучший фехтовальщик Парижа и «по совместительству» — ее любовник.

Приобретенные навыки во владении клинком пригодились француженке на очередном светском мероприятии. Во время бала она позволила себе сделать резкое замечание в адрес одной из присутствовавших дам. Ее спутники в ответ потребовали от нахалки немедленно покинуть зал. На что мадемуазель предложила мужчинам «выйти и поговорить» — вызвала каждого их на поединок.

«Она шутит!» — господа не видели угрозы со стороны хрупкой с виду барышни. А потому, решив продолжить «спектакль», приняли ее вызов. Это оказалось роковой ошибкой. Во дворе Мопен заколола своих обидчиков — одного за другим. А после этого как ни в чем не бывало вернулась в зал для танцев.

У мадемуазель Мопен нашлись последовательницы, которые с оружием в руках готовы были наказывать мужчин, задевших их честь. А порой даже вступались таким образом и за честь своих близких. Сохранились воспоминания современника о некой мадам Шатеру, супруг которой получил пощечину от другого мужчины, но «проглотил» такое оскорбление. Узнав об этом, дама сама вызвала обидчика мужа на дуэль.

Порой женщинам, решившим «подуэлировать», приходилось прибегать к конспирации. Весной 1571 года миланский женский монастырь святого Бенедикта вдруг посетили две знатные особы. Они заявили сестре-привратнице, что приехали на богомолье, и попросили выделить келью для проживания. Не заподозрив подвоха, монахини провели «паломниц» в отдельную комнату. А через некоторое время оттуда вдруг раздались крики. Когда сбежавшиеся на шум обитательницы монастыря смогли открыть дверь, их глазам предстала печальная картина. Оказывается, уединившись, гостьи затеяли дуэль на припасенных кинжалах — для этого, собственно, они и приехали в малолюдную обитель. К моменту, когда монахини проникли в комнату, одна из дуэлянток уже была мертва, а другая, тяжело раненная, билась в предсмертной агонии.

В мадридском музее «Прадо» демонстрируется картина художника Хосе де Риберы «Женская дуэль», изображающая реальное событие, произошедшее в Неаполе в 1552 году. Тогда две знатные неаполитанки — Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла — сошлись в поединке, отстаивая право на любовь некого Фабио де Зересолы. Ситуация, которая предшествовала такому инциденту, вполне банальна. Барышни влюбились в одного и того же мужчину, а Фабио, не испытывая никаких угрызений совести, крутил амуры с обеими. Причем девушки были подругами, но до поры каждая из них не знала о наличии соперницы. Когда правда случайно открылась, красавчик Зересола предоставил поклонницам возможность самим разобраться в ситуации. А те, не сумев достичь консенсуса на словах, договорились перейти к выяснению отношений уже при помощи оружия.

О своем решении они оповестили всех знакомых. В итоге дуэль происходила в присутствии многочисленной публики. Зрелище, получилось увлекательное и изысканное. Соперницы приехали верхом, причем обе оделись в самые красивые наряды. Сам поединок состоял из двух раундов. Сперва красавицы сражались на копьях, а когда этот бой не выявил победительницы, вооружились мечами.

Судя по сохранившимся свидетельствам, дело обошлось без серьезных ранений. Победительницей была признана Диамбра. Хроники умалчивают о дальнейших ее успехах в отношениях с доном Фабио, но о самой этой дуэли вспоминали потом еще очень долго. В итоге много лет спустя ее даже увековечил художник де Рибера. Правда, он, подчиняясь существовавшей тогда моде, стилизовал эту жанровую сцену под эпизод из античных времен.

Велосипед и ногти

Помимо классических клинков дамы-дуэлянтки не пренебрегали и другим вооружением. А в некоторых случаях они использовали весьма эксклюзивные способы определения победительницы.

Например, графиня Мари д’Агу, будучи в сердечных отношениях с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, однажды приревновала его к скандально известной писательнице Авроре Дюпен, известной под псевдонимом Жорж Санд. Решив наказать соперницу, она вызвала ее на дуэль, а драться предложила… на ногтях. Поединок решено было устроить прямо в доме у самого гения музыки. О понесенном дамами физическом ущербе от столь своеобразного дуэлирования история умалчивает. Маэстро Лист во время женской битвы сидел, запершись в кабинете, и вышел оттуда лишь когда шум и крики в зале стихли. Хотя явной победы не одержала ни одна из участниц «ногтевой» дуэли, однако более осмотрительная Жорж Санд после этого инцидента сочла за лучшее не переходить дорогу темпераментной Мари д’Агу и прервала близкое знакомство с Листом.

Жорж Санд.

А две горячие испанские барышни, сражаясь за объект своей сердечной страсти, решили устроить велосипедный поединок. Дело было в середине 1890-х, когда Европу охватила мода на двухколесные средства передвижения. Молоденькие Луиса и Анхела являлись ярыми поклонницами велосипедизма. Так получилось, что обе они воспылали чувствами к одному и тому же «товарищу по колесу». Соперницы договорились, что одна из них должна уступить другой дорогу к сердцу любимого. А решить, кто же здесь лишний, должна дуэль. Условия для нее девушки придумали специфические. Они захотели биться — в прямом смысле слова! — на велосипедах: по команде разогнаться навстречу одна другой и идти на таран. Та, которая в этом столкновении больше пострадает, должна признать себя побежденной и отказаться от дальнейшего общения с понравившимся парнем.

Сказано — сделано. Девушки пригласили двух знакомых велосипедистов в качестве секундантов, вместе с ними приехали на безлюдный пустырь, разошлись на дальние его края… «Старт!» Анхела и Луиса помчались вперед, не стали сворачивать, устроили лобовое столкновение. Результат был плачевный. Велосипеды пришлось после этого выбросить на помойку, а самих дуэлянток, получивших серьезные раны и ушибы, — отвезти в госпиталь. Пока они — все перевязанные и покрытые синяками — восстанавливали здоровье на больничной койке, объект девичьих воздыханий положил глаз на их подружку.

Зато в другом случае финал в ситуации с подобным же любовным треугольником оказался «правильным». Газета, издававшаяся в американском штате Джорджия, в 1817 году писала: «…Вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди: Джейн Уэйл и Синди Дайер. Их объект присутствовал в качестве судьи. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненная соперницей, упала… Все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за арбитра, как и было предусмотрено условиями дуэли».

Помимо споров из-за мужчины существовало немало других поводов для женских поединков.

Случалось, вызов другой дамы на дуэль провоцировал ее туалет. В хрониках описан эпизод, произошедший в 1612 году в Англии. На балу у графа Сассекского присутствовавшая там леди Рокфорд увидела конкурентку — леди Эстер Рейли — в точно таком же наряде. Аристократка еще больше расстроилась, заметив, что сопернице платье идет гораздо больше, чем ей самой. Чаша терпения госпожи Рокфорд переполнилась, когда граф Сассекский предпочел пригласить на танец именно леди Рейли. В итоге последовал вызов обидчицы на дуэль. Однако выяснилось, что дамы не умеют фехтовать. Поэтому в качестве оружия выбрали яд.

Дуэлянтки приехали на постоялый двор недалеко от Лондона, заказали отдельную комнату, велели подать бутылку вина и два бокала. В один помимо напитка ими был добавлен ядовитый порошок. Затем бокалы перетасовали, так что ни одна из участниц необычного поединка не знала, в какой из емкостей находится отрава. Дальше — по классике: право выбора было предоставлено ответчице, а инициатор вызова выпила вино из оставшегося бокала. Но закончилось все отнюдь не смертью. Ведь, как выяснилось, яд, взятый одной из участниц дуэли из каких-то прадедовских запасов, хранившихся в доме, от времени потерял свои убийственные качества. В итоге «побежденная» леди Эстер получила всего лишь сильное расстройство желудка.

В 1886 году поединок между француженкой Мари-Роз Асти де Вальсэр и американкой по фамилии Шелби состоялся из-за возникших научных разногласий. Дамы были врачами и однажды во время встречи поспорили, чьи медицинские разработки более прогрессивны. Разгорячившись во время дискуссии, мисс Шелби обозвала француженку идиоткой, а та, не сдержавшись, ударила оппонентку по щеке перчаткой. Дуэли после этого было уже не избежать. Обе женщины неплохо владели навыками фехтования, но все-таки Мари-Роз оказалась более проворной и в итоге смогла нанести сопернице легкое ранение в руку. Американку признали побежденной, и она была вынуждена просить прощения.

А в этом случае причиной дуэли стал «производственный конфликт». В 1892 году, во время подготовки Венской музыкально-театральной выставки, две дамы, входившие в ее организационный комитет, — княгиня Паулина Клементина фон Меттерних и графиня Килманнсегг, переругались между собой по причине разных подходов к цветочному оформлению выставки. Слово за слово — и 56-летняя княгиня вызвала более молодую коллегу на дуэль.

Сражаться решили на шпагах. Предполагая, что дело может обернуться тяжелыми последствиями, пригласили на всякий случай сведущую в медицине баронессу Любинскую. Та предупредила, что при соприкосновении ран с нестерильной одеждой может случиться тяжелое заражение организма. А потому настояла на том, чтобы дамы сражались топлес. Пришлось княгине и графине подчиниться и фехтовать, раздевшись до пояса.

К слову сказать, столь пикантный вариант практиковался довольно часто. Дело было не только в гигиенических причинах и боязни инфицирования от одежды через раны. Ведь в те времена, о которых идет речь, женщины носили корсеты, а они создавали дополнительную защиту от удара клинка или пули. Проверять, чтобы у дуэлянток конструкция корсетов и их защитные свойства были одинаковыми, считалось неэтичным — что-то вроде личного обыска. Поэтому, чтобы уравнять условия, обе женщины снимали с верхней части тела всю одежду. Такая «спортивная форма» вдобавок не стесняла свободы движений. Само собой, дуэлировали полуголые дамы в отсутствие нескромных мужских взглядов. Секундантами, врачами на дуэли были только женщины.

Впрочем, зафиксированы случаи, когда санитарно-гигиенические заботы о здоровье участниц поединка отнюдь не ставились ими во главу угла. Даже наоборот: некоторые особо разозленные противницей дамы стремились причинить ей как можно больший ущерб и ради этого пускались на хитрость. Они смазывали кончики своих шпаг отравляющим веществом или составом, который, попадая в рану, вызывал боль и жжение.

Хосе де Рибера. «Женская дуэль» (1636).

Русская «вендетта»

Ну а что же в России? Оказывается, по части женских дуэлей мы были отнюдь не в отстающих. Пример на сей счет российские представительницы слабого пола могли брать с самой императрицы Екатерины Великой.

Георг Кристоф Гроот. Портрет принцессы Софьи Августы Фредерики Анхальт-Цербстской (1743).

Правда, дуэльный опыт знаменитой правительницы относится ко времени, когда она еще и не помышляла о русском троне. Эпизод этот произошел летом 1743 года. Тогда 14-летнюю принцессу Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую, будущую русскую царицу, вызвала на дуэль ее кузина принцесса Анна Кристина Людвиг-Антхальская. Сведения о причине их ссоры до нас не дошли, но о факте такого поединка вспоминала впоследствии сама Екатерина Великая. Две молоденькие девушки заперлись в спальне и стали выяснять отношения на шпагах. При этом, как признавалась позднее участница, обе они очень боялись причинить друг другу серьезные повреждения. Поэтому дуэль больше походила на урок фехтования и закончилась «ничьей»: барышни, отбросив шпаги, помирились.

В годы царствования Екатерины женские дуэли были весьма распространены — при том, что мужские государыня запрещала. Нередко дуэлянтками становились придворные дамы или представительницы высшего света. По свидетельствам современников, только за один лишь 1765 год при дворе Екатерины Великой состоялось не менее 20 женских дуэлей. Однако условием, исполнения которого безоговорочно требовала царица, было прекращение поединка, если одна из участниц окажется ранена до крови. В итоге за 30 лет правления этой императрицы было зафиксировано только три смертельных случая во время дамских поединков.

Одним из самых известных эпизодов стала дуэль, в которой участвовала лучшая подруга государыни княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова — президент Российской академии наук. Правда, случился этот «баттл» не в России, а в Англии, во время поездки туда русской княгини. Находясь в гостях в лондонском доме графини Натальи Пушкиной, Дашкова встретилась с английской герцогиней Фоксон, которая считалась одной из самых образованных женщин Британской империи. Дамы завели беседу, в ходе которой между ними возник спор. Словесная перепалка кончилась тем, что англичанка позволила себе оскорбительное высказывание в адрес Екатерины. Тогда Дашкова попросила гостью встать и залепила ей пощечину. Далее уже не миновать было поединка. Хозяйка дома проводила дуэлянток в сад, и там они начали фехтовать друг с другом. Бой продлился недолго и закончился ранением Дашковой в плечо.

Порой поединки между русскими женщинами были очень жестокими. Вот один из самых показательных случаев. Летом 1829 года в Орловской губернии состоялась дуэль между двумя помещицами — Ольгой Заваровой и Екатериной Пoлeсовой. Серьезно поссорившись по какому-то поводу, они вступили в сражение, воспользовавшись саблями своих мужей. Дамы смогли нанести друг другу очень серьезные раны, от которых обе скончались. Самое вопиющее, что дуэль происходила в присутствии не только гувернанток (они выступили в роли секундантов), но и 14-летних дочерей соперниц. И те увиденного не забыли. По прошествии пяти лет, когда барышням было уже по 19, они устроили «вендетту» — поединок между собой. Причем сошлись в бою на том же месте, где бились их матери, и в присутствии тех же гувернанток, которые были секундантами 5 лет назад. В итоге дочь Полесовой Анна получила смертельный удар шпагой. Об этой кровавой истории написала в своем дневнике уцелевшая Александра Заварова.

Много шума наделал случай с гибелью актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Она по пустяковому поводу приревновала своего кавалера к некой юной особе. Словесная стычка кончилась вызовом на дуэль. Дрались на пистолетах, и в этой перестрелке удачливее оказалась соперница Малевской.

Дуэли затевали не только представительницы благородных сословий. Но и барышни «из простых». О таком поединке сообщала, например, в одном из номеров за 1912 год газета «Камско-волжская речь».

«Две фабричные девушки — Мария Чунилкова и Екатерина Зубенко, проживающие в Одессе с малых лет, были подругами. Но вот появился некий Валентин С., и бывшие неразлучные подружки сделались лютыми врагами. Каждая из них старалась завладеть Валентином. Молодому же человеку девушки нравились в одинаковой мере. Ревность подруг с каждым днем усиливалась, и кончилось дело тем, что Мария сказала подруге: «Я вызываю тебя на дуэль! Кто кого победит, тот явится женою Вали! Согласна?» Та согласилась…»

Судя по газетной информации, поединок устроили прямо в комнате Зубенко. А в качестве оружия за неимением пистолетов и шпаг выбрали обычные ножи. В какой-то момент одна из девушек выронила свой клинок, соперница, воспользовавшись этим, налетела на нее и стала наносить удары.

«В квартиру Зубенко сбежались соседи, — сообщил репортер газеты. — Умирающую девушку увезли в больницу, а Чунилкову — в участок. «Теперь он мой!» — не переставала повторять убийца, близкая к помешательству».

Одним из последних по времени поединков с участием женщины могла бы стать дуэль 19-летней Мариэтты Шагинян — будущей известной советской писательницы. Есть сведения, что в 1907 году она попыталась вызвать на бой поэта Владислава Ходасевича, чтобы отомстить ему за якобы плохое отношение к жене Марине Рындиной. Однако Ходасевич отказался от дуэли, заявив, что не станет драться с женщиной. Впоследствии между писательницей и поэтом установились очень дружеские отношения.

Поединки представительниц прекрасного пола в обществе вызывали различные мнения. В XIX веке считалось, что случаи, когда сражаются между собой дамы, чреваты более тяжелыми последствиями. По статистике из десяти дуэлей между европейскими женщинами восемь оканчивались смертью одной из участниц. А вот мужчины более гуманны: аналогичный показатель для дуэлей с их участием в два раза ниже.

При этом один из знатоков дуэльного искусства писал: «Если мы примем во внимание большую раздраженность, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28737 от 4 марта 2022

Заголовок в газете: Дуэль женского рода

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру