Шелк пауков назвали ключом к лечению рака

Ученые считают, что он может предотвратить развитие онкологии

Рак – одно из самых распространенных и разрушительных заболеваний в мире, поэтому ученые не перестают искать способы лечения недуга. Ключевую роль в иммунном ответе организма на опухоль играет белок p53, который и стал объектом для нового исследования, пишет The Conversation.

Ученые считают, что он может предотвратить развитие онкологии

По словам авторов научной работы, организм использует р53 для предотвращения бесконтрольного роста и деления раковых клеток. По сути, он просто отключает клетку, если обнаруживает в ней какие-либо повреждения, поделились подробностями ученые. Так, по их мнению, введение неповрежденного белка р53 в раковые клетки стало бы одним из способов лечения онкологии.

Тем не менее на деле это сложнее, чем кажется, поскольку p53 – относительно большой и гибкий белок, следовательно, он может легко слипаться, переставать работать и разрушаться сразу после производства. Вдобавок ко всему клетки вырабатывают его в довольно небольших количествах.

В попытках отыскать решение этой проблемы исследователи обратили внимание на природу. Выяснилось, что белок р53 имеет много общего со спидроинами (основные белки шелка пауков). Они такие же большие, гибкие и легко слипаются, однако в отличие от p53 ограничены стабильной подструктурой – доменом (эту часть можно создать в лабораторных условиях).

Ученые прикрепили домен спидроина к белку p53 человека. "Когда мы ввели этот «слитый белок» в клетки, мы обнаружили, что клетки производят его в очень больших количествах", – рассказали авторы научной работы.

Ученые выяснили, что самая гибкая часть р53 была обернута вокруг домена спидроина, как нить вокруг веретена. В результате домен просто "вытаскивал" белок в клетку, заставляя ее производить больше р53, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Structure.

Исследователи выразили уверенность в том, что белки паутинного шелка могут стать ключом к будущим методам лечения онкологических заболеваний.