Москалькова предложила изучать в школах права человека

Также возникла идея преподавать школьникам логику

Ввести в школах такой новый предмет, как права человека предложила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Столичный омбудсмен Татьяна Потяева развила тему, предложив «интегрировать тему правозащитной деятельности» в уроки иностранных языков. А молодежное крыло «Единой России»  выступило со своим  предложением по школам, призвав «вернуть в школы логику» как предмет. Чтобы любой ребенок мог бы отделить зерна от плевел в информационном поле. То есть - настоящие новости от фейков.

Также возникла идея преподавать школьникам логику

На совещании в Минпросвещения Татьяна Москалькова предложила меры для улучшения стандартов преподавания правозащитных тем в школе. «Существующие образовательные программы имеют разные объемы, многие из них ориентированы на западные стандарты, между тем у нас за последнюю четверть века уже сформировалась национальная правозащитная система», - сказала Москалькова.

Московский омбудсмен Татьяна Потяева добавила, что школам нужна еще и проектная деятельность по правозащитной тематике. И что тему защиты прав человека можно «интегрировать при изучении иностранных языков».

— Применительно к школьный программе, похожий свод тем содержат такие дисциплины как Обществознание и Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), — говорит замдиректора по учебной работе московской школы Лидия Леонидова. — Сейчас идет как раз замена учебников и школьных пособий, методик, с приходом новых федеральных стандартов. 

Программу можно подкорректировать, наверное. Хотя все учебно-методические материалы проходят апробацию и утверждаются задолго до появления в школе.

На практике под «права человека» больше всего подходит ОДНКНР, или «основы нравственности». Преподаются с 5 по 9 класс. Учебники есть, но большая их часть из федерального перечня с духовным уклоном. Наследие тех лет, когда предмет назывался Основами религиозных культур и светской этики.

А вот как быть с иностранным языком, даже не знаю. В соответствие с ФГОС-3, второй иностранный перестанет быть обязательным уже с 1 сентября. Все утвержденные учебники по английскому языку, которые я видела, носят ознакомительный, светский характер. Даже учебники и сборники для старшей школы. Не очень вижу приложение этих учебных пособий в теме правозащитной деятельности.

«Молодежное крыло», которое в лице своего лидера Антона Демидова вышла с «логическим» предложением к правительству РФ, тоже изрядно удивило завуча с 30-летним стажем. Вернуть в школу логику — это как?

— Не было никогда в школе такого предмета «логика», — говорит Леонидова. — Возможно, где-то в каких-то отдельных учебных заведениях, частных, с авторской программой она и есть. Или была в СССР в спецпрограммах, я здесь не специалист. Но в средних школах советского периода такой дисциплины как «логика» не значилось. А сейчас в программе есть не «логика», а «риторика», что не новость. И там дается не только речь и коммуникация, там аргументация, анализ, текстовая логика как раз присутствуют. Предмет входит в программу гуманитарных классов, с 5-7 года обучения, вместе таким предметом как МХК (мировая художественная культура — авт.), с увеличенным количеством часов на русский-литературу, английский язык.

А была ли логика в российском среднем образовании хоть когда-нибудь, задался вопросом «МК».

— Логика действительно недолго преподавалась в СССР, — рассказывает историк Павел Балиев. — Как ни странно, это было в сталинский период и даже по приказу самого Сталина. Преподавали логику в старших классах, в 1954 году предмет из школьной программы исчез. Что касается дореволюционной России, такой предмет как логика отдельной дисциплиной был не везде. 

В современном понимании, логика как развитие мышления, причинно-следственный анализ, присутствовала только в элитных учебных заведениях типа Императорского воспитательного дома или Пажеского корпуса. Ну, в последнем даже артиллерийское дело преподавали, баллистику, например. Это вообще было лучшее военное училище в России. Наш Итон. И то курс был очень недолгим, потому что сегодня логика во многом опирается на психологию, а тогда ее не было.

Обычное гимназическое образование с уклоном в гуманитарную область содержало логику и риторику внутри учебной программе по изучению языков, русского и иностранных. Это была логика высказывания, синтаксиса — не более. Зато языков там было от 5 до 9-ти где-то, в программе, все европейские, включая латынь и греческий. Может, поэтому сейчас вспомнили про логику через языки?..

Там, где делался упор на естественно-техническое образование, в реальных училищах, например, логика как отдельная дисциплина присутствовала. Она была прикладной — к экономике (английская модель), к геометрии и даже к механике. Позже, уже в университетах, логика становилась более интеллектуальной, умозрительной — ее изучали в составе философских, юридических и даже естественных дисциплин, таких как медицина, геология, биология.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру