Дмитрий Рогозин упрекнул авиакомпании в том, что несмотря на неоднократные предупреждения, они так и не установили на своих «Боингах» и «Эрбасах» аппаратуру ГЛОНАСС. И теперь, как он пишет, в режиме ошпаренной кошки авиаперевозчики будут искать решение.
Если в ближайшее время США действительно отключат систему GPS, как это скажется на безопасности и организации авиаперелетов? Могут ли возникнуть проблемы для летчиков и безопасности полетов? И сложен ли будет переход с GPS на ГЛОНАСС? На эти вопросы «МК» ответил опытный российский летчик Владимир Сальников.
– Мы без GPS летали и будем летать, – заявил пилот. – Да, это система помогает в работе. С ней более точно определяются координаты.
С навигацией GPS точность определения оси маршрута трассы – плюс-минус 10 метров. Если GPS не использовать, в этом случае точность навигации составляет порядка 500 метров.
При этом ширина трассы или воздушного коридора – десять километров. То есть от центра оси вправо-влево по пять километров. Так что работает GPS или нет, в данном случае принципиально это ни на что не влияет. До этого мы и на Ил-86, и на Ту-154, и на Ту-134 спокойно летали без GPS.
– Но в данном случае речь идёт об иностранных самолётах?
– Когда была война в Югославии, когда бомбили Ирак, да и Сирию тоже, американцы в свою GPS умышленно вводили погрешность. В то время, когда мы летали куда-нибудь в Тель-Авив, тот же Дубай или возили на хадж арабов, у нас всегда имелось предписание: во время боевых действий в этих районах не использовать данные GPS, а использовать другие средства навигации. И такие средства есть.
– Что это за средства?
– К примеру, дальний автоматический радиокомпас – АРК. Для полета по маршруту применяются VOR-маяки – комплексная радионавигационная система аэронавигационного оборудования. При заходе на посадку используется радионавигационное оборудование инструментальной системы ILS – так называемая курсо-глиссадная система.
– И все летчики по этим системам умеют летать?
– Конечно. Всегда и в любом случае – хоть иностранный это самолет, хоть российский.
– На условия посадки все это принципиально не влияет?
– Нет. Для посадки как раз и используется система ILS.
В принципе понятно, почему США хотят отключить у нас GPS. По большому счету, такая система больше нужна военным для точного бомбометания. Если используется ГЛОНАСС или GPS, то бомба отклоняется от цели не более чем на 1 метр. Что называется, попадает «в яблочко». Видимо, американцы надеются, что если они от GPS Россию отключат, то наши бомбы или ракеты не смогут попадать точно в цель во время проведения спецоперации на Украине.
– Вообще-то, наши военные давным-давно используют собственную российскую систему ГЛОНАСС, так что все эти отключения GPS точно не про них. Но, оказывается, и для гражданских летчиков это не слишком принципиально?
– Для гражданских летчиков вообще никаких особых проблем не будет. Тем более, установить приемники ГЛОНАСС на любых самолетах не составит большого труда. Кстати, на «Суперджетах» у нас давно установлена система, которая использует и GPS, и ГЛОНАСС. В том случае, если GPS отключается либо в нее сознательно вводится какая-то погрешность, в наших приемниках в автоматическом режиме GPS блокируется, и тут же подключается ГЛОНАСС.
– Но ведь на западной технике, на которой сейчас в основном летают российские авиакомпании, системы навигации ГЛОНАСС нет. Получается, ее для большей безопасности пассажиров и лучшего управления самолетом все-таки придется устанавливать? Это будет дорого и долго?
– Нет, конечно. Стоит это все копейки. По цене точно не скажу, но, к примеру, обычный автомобиль, на котором установлена система «Эра-ГЛОНАСС», стоит всего лишь долларов на 150 дороже авто без этой аппаратуры. Для самолета, может, несколько дороже, но сумма для авиакомпаний вполне подъемная. Тут никакой проблемы нет. И решить это можно довольно быстро.