Пилот оценил угрозу отключить российские самолеты от GPS

Оснастить их аппаратурой ГЛОНАСС стоит копейки

Американцы собираются отключить Россию от своей спутниковой системы навигации GPS, предупредил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он написал, что все аэропорты страны и иностранные самолеты, ипользующие приемники GPS, должны срочно перейти на оборудование российской ГЛОНАСС, которое может работать и с сигналом китайской навигационной системы «Бэйдоу». «МК» попросил опытного пилота Владимира Сальникова рассказать, что это означает на практике.

Оснастить их аппаратурой ГЛОНАСС стоит копейки

Дмитрий Рогозин упрекнул авиакомпании в том, что несмотря на неоднократные предупреждения, они так и не установили на своих «Боингах» и «Эрбасах» аппаратуру ГЛОНАСС. И теперь, как он пишет, в режиме ошпаренной кошки авиаперевозчики будут искать решение.

Если в ближайшее время США действительно отключат систему GPS, как это скажется на безопасности и организации авиаперелетов? Могут ли возникнуть проблемы для летчиков и безопасности полетов? И сложен ли будет переход с GPS на ГЛОНАСС? На эти вопросы «МК» ответил опытный российский летчик Владимир Сальников.

– Мы без GPS летали и будем летать, – заявил пилот. – Да, это система помогает в работе. С ней более точно определяются координаты.

С навигацией GPS точность определения оси маршрута трассы – плюс-минус 10 метров. Если GPS не использовать, в этом случае точность навигации составляет порядка 500 метров.

При этом ширина трассы или воздушного коридора – десять километров. То есть от центра оси вправо-влево по пять километров. Так что работает GPS или нет, в данном случае принципиально это ни на что не влияет. До этого мы и на Ил-86, и на Ту-154, и на Ту-134 спокойно летали без GPS.

Но в данном случае речь идёт об иностранных самолётах?

– Когда была война в Югославии, когда бомбили Ирак, да и Сирию тоже, американцы в свою GPS умышленно вводили погрешность. В то время, когда мы летали куда-нибудь в Тель-Авив, тот же Дубай или возили на хадж арабов, у нас всегда имелось предписание: во время боевых действий в этих районах не использовать данные GPS, а использовать другие средства навигации. И такие средства есть.

 Что это за средства?

– К примеру, дальний автоматический радиокомпас – АРК. Для полета по маршруту применяются VOR-маяки – комплексная радионавигационная система аэронавигационного оборудования. При заходе на посадку используется радионавигационное оборудование инструментальной системы ILS – так называемая курсо-глиссадная система.

 И все летчики по этим системам умеют летать?

– Конечно. Всегда и в любом случае – хоть иностранный это самолет, хоть российский.

–​ На условия посадки все это принципиально не влияет?

– Нет. Для посадки как раз и используется система ILS.

В принципе понятно, почему США хотят отключить у нас GPS. По большому счету, такая система больше нужна военным для точного бомбометания. Если используется ГЛОНАСС или GPS, то бомба отклоняется от цели не более чем на 1 метр. Что называется, попадает «в яблочко».  Видимо, американцы надеются, что если они от GPS Россию отключат, то наши бомбы или ракеты не смогут попадать точно в цель во время проведения спецоперации на Украине.

–​ Вообще-то, наши военные давным-давно используют собственную российскую систему ГЛОНАСС, так что все эти отключения GPS точно не про них. Но, оказывается, и для гражданских летчиков это не слишком принципиально?

– Для гражданских летчиков вообще никаких особых проблем не будет. Тем более, установить приемники ГЛОНАСС на любых самолетах не составит большого труда. Кстати, на «Суперджетах» у нас давно установлена система, которая использует и GPS, и ГЛОНАСС. В том случае, если GPS отключается либо в нее сознательно вводится какая-то погрешность, в наших приемниках в автоматическом режиме GPS блокируется, и тут же подключается ГЛОНАСС.

–​ Но ведь на западной технике, на которой сейчас в основном летают российские авиакомпании, системы навигации ГЛОНАСС нет. Получается, ее для большей безопасности пассажиров и лучшего управления самолетом все-таки придется устанавливать? Это будет дорого и долго?

– Нет, конечно. Стоит это все копейки. По цене точно не скажу, но, к примеру, обычный автомобиль, на котором установлена система «Эра-ГЛОНАСС», стоит всего лишь долларов на 150 дороже авто без этой аппаратуры. Для самолета, может, несколько дороже, но сумма для авиакомпаний вполне подъемная. Тут никакой проблемы нет. И решить это можно довольно быстро.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру