Ничто не ново под луной. Когда в 2014-м в Россию прибыли первые вынужденные беженки с Донбасса, в Сети тоже начали появляться на первый взгляд странные объявления (орфография сохранена):
«Александр: Возьму в жоны беженку из Украины. Адекватный парень».!
«Аноним: Познакомлюсь с беженкой для серьезных отношений и переездом комне неманьяк»...
И вот прошло восемь лет. Такое впечатление, что ничего не поменялось. Те же запросы, те же качества и характеристики желаемых спутниц жизни и даже орфографические ошибки как под копирку:
«Никита: Приму молодую симпотичную девушку можно беженку одну или сребенком... иркутск писать в личку».
«Василий: Подселю к себе в квартиру адекватную девушку. О себе адекватный общительный. Пишите!!!».
«Николай: Сдам половину дивана для беженке в Воронеже».
Чего хотят эти мужчины? И, самое главное, что они готовы дать взамен? Мы пообщались с некоторыми из них. Напуганные интересом СМИ, на открытый контакт с журналистом, увы, соглашаются немногие. Хотя свои телефоны в пабликах публикуют открыто. Возможно, их достали бесполезные звонки. Говорят, что часто звонят тролли или феминистки. Поэтому мне приходится прибегать к обману.
Я рассказываю, что я и есть беженка из Мариуполя. Сорок лет, сейчас нахожусь во временном центре для размещения вновь прибывших. Квартиры нет, денег нет, будущее туманно. Возвращаться некуда.
Собственно, я ничего не выдумываю. Это реальная биография реальной женщины, так как недавно я побывала в таком точно центре.
Единственное, акцент - он, конечно, далеко не донбасский. Сразу меня выдаст. Решаю сказать, что из семьи военных, родители колесили по России, поэтому «акаю» по-московски.
Но до акцента дело даже не доходит. Возможно, Александр, назовём моего потенциального избранника так, в акцентах не разбирается.
Ему 42. Живет в Ярославской области. Женат не был. Образование среднее техническое, работает на каком-то предприятии. Из увлечений - телевизор и рыбалка. В женщине ищет «душевные качества и умение хорошо готовить».
Его сразу не устраивает мой возраст: хотел бы помоложе. И высшее образование не нравится тоже. «Не должно быть так, чтобы жена мужа умнее», - говорит он с интонацией Гоши из «Москва слезам не верит».
Странно, потому что в объявлении возраст невесты был указан предельно расплывчато: от 35 до 40. Но, очевидно, верхний предел уже не рассматривается. «Замужем была?» - панибратски спрашивает ухажёр. «Да, у меня дочка-подросток». Это расстраивает «жениха» ещё сильнее. «Я с мамой живу, в двухкомнатной. Для ребёнка места нет, уж извини», - предупреждает он. Но говорит, что готов встретиться воочию, если я к нему сама приеду. Для ознакомления с товаром, так сказать.
А жить где? Неужели снимет гостиницу? «Так у меня и переночуешь», - без обиняков заявляет кавалер. Да, похоже решил совместить приятное с полезным. А если я у него такая не одна? Разве не удобно перепробовать всех претенденток, зачем останавливаться на одной?
При этом тратиться женишок готов только на автобус. И не факт, что, если мы не понравимся друг другу, купит обратный билет.
Первые подобные объявления появились в городских региональных чатах ещё в феврале этого года, тогда же были «воскрешены» группы 2014 года.
Большинство мужчин возраста 40+. Мало кто с высшим образованием и своей жилплощадью. Без ж/п - прописан с родителями или в общежитии. Реже – снимает. Зарплата средняя, внешность средняя, жизнь тоже не блещет событиями - понятно, что более обеспеченный и интересный кавалер нарасхват и среди россиянок.
А здесь такое впечатление, что человеку ничего не светит, и он решил сыграть роль «спасителя» и заодно найти хоть какую-нибудь спутницу жизни. Причём требования к украинке – как к дармовой служанке, которая ещё и обеспечит бесплатным сексом.
Я вспоминаю, как в 2015 году общалась с девушкой. Елена была беженка из Славянска. Рассказала мне, что пригласил к себе пожить мужчина из Подмосковья. У него дом, хозяйство, куры. Жена умерла. И он надеялся, что таким вот нехитрым способом решит свои бытовые и половые проблемы.
«Говорит, давай, присмотримся друг к другу, типа испытательный срок. Ну ладно, я согласилась, так как деваться особо было некуда, - рассказывает Елена. - На меня тут же свалились все домашние хлопоты, что для меня - человека городского, было очень тяжело. При этом с его стороны были постоянные претензии - то надо сделать, другое, третье…
Как мужчина он был так себе и в этом упрекал меня. Мол, с женой все получалось… Так и он был тогда на десять лет моложе! Я решила, что мне дешевле снять комнату и найти нормальную работу, быть самой себе хозяйкой, чем бесплатной служанкой тире содержанкой».
Впрочем, Елена мысленно благодарит «жениха» за то, что дал ей месяц передышки и заодно расставил приоритеты. «В России, да и в Европе отношение к украинкам своеобразное - с одной стороны, мы считаемся домовитыми, хозяйственными, красавицами, которые еще и умеют борщ варить, а с другой, – все помнят времена голосующих украинских девушек на Ленинградском шоссе, репутацию восстановить сложно, а упертым российским мужчинам трудно понять, что не всякая пойдёт к нему жить без обязательств в обмен на «серьёзные отношения», - сейчас Елена в гражданском браке, ребёнку год, муж - гражданин РФ, кстати.
Многие женщины признаются, что откликаться на подобные объявление не очень приятно и где-то даже стыдно. Как будто бы продаёшь себя, причём задешево. Впрочем, то, что им пришлось пережить дома, ещё страшнее. «Самое плохое уже пройдено, — рассказывала журналистам одна из потенциальных невест, — Когда каждую минуту думаешь, в тебя прилетит снаряд или не в тебя, выживешь или не выживешь, стыд уходит на задний план».
Но чувствовать себя товаром на ярмарке невест все равно непросто. Тем более что многие российские мужчины, которые сами далеко не в топе и не котируются среди соплеменниц, ищут жён модельной внешности, «красивых, молодых и, главное, работящих». Многим принципиально важно, чтобы девушка до этого не была замужем и не имела детей.
Впрочем, нечего пенять на патриархально настроенных россиян. В той же Польше мужчины также активизировались при виде украинских беженок. Объявления о знакомстве от поляков последние месяцы переполняют соцсети. «Поляк ищет жену-украинку, украинка ищет мужа-поляка», - в закрытых группах состоят десятки тысяч пользователей.
«Считается, что украинские женщины — верные и красивые, в то время как польские — ленивые и избалованные», — приводит Gazeta Wyborcza мнение Лукаша из Варшавы.
Некоторые поляки обвиняют своих соотечественниц в меркантильности или излишней зацикленности на карьере (ну совсем как россиянки)— на этом фоне, дескать, аккуратистки-украинки с их патриархальными установками кажутся верхом слабости и верности.
«Такое впечатление, что они совершенно не знают, какие мы, и видят только то, что хотят увидеть», - с горечью восклицает 29-летняя Ирина из Киева.
Впрочем, многим украинкам даже выгодно выйти замуж за поляка и быстро легализоваться в Европе. В этом плане в России, чтобы получить паспорт, особенно в нынешней ситуации, совершенно не обязательно мучиться с нелюбимым мужем - сейчас гражданство для беженцев оформляется по упрощённой схеме.
Ну, а вдруг людьми движет не корысть, а любовь? Да, иногда двое впервые встречаются и при таких суровых обстоятельствах, но затем все перерастает в настоящие чувства…
Однако психологи к таким парам относятся скептически. «На самом деле это какие-то мужские фантазии, что он выступит в роли спасителя, а в ответ женщина из чувства благодарности будет бесплатно ухаживать за ним до конца дней своих, да ещё и заниматься любовью, - говорит эксперт. - В этих отношениях изначально нет равенства, а есть желание использовать человека, оказавшегося в тяжёлой жизненной ситуации, пережившего психологическую травму. Подобные довольно циничные предложения могут ее только усугубить».
К тому же на это идут не альфа-самцы, а представители сильного пола, довольно неуверенные в себе, поэтому им так важна зависимая, слабая, удобная женщина, которой легко помыкать и которой они ничего не должны.
Они ищут уязвимую партнёршу, которая будет им подчиняться, так как деваться ей все равно некуда. Несколько лет назад я писала о Наталье С. из Украины, она тоже вышла замуж за россиянина, родила ему двоих детей. То, что сперва выглядело как крепкий брак, основанный на традиционных отношениях в семье: муж-добытчик, жена - хозяйка, закончилось в больнице, куда Наталья попала после многократных избиений и изнасилований. В ней осталось 36 килограммов веса. Когда подошло время выписки, она сбежала от любимого через окно вместе с дочками, когда те пришли ее навестить в больнице.
Притом что сам супруг совершенно не понимал, в чем его обвиняют. «Я люблю свою жену и уверен, что делаю для неё только лучше», - заявил он мне при телефонном разговоре. Он был уверен, что Наталья вернётся. И был потрясён, когда узнал, что она предпочла вернуться на Украину, где не было ни квартиры, ни работы, лишь бы не к своему «любимому».
Женщина не вещь, а мужчина не рабовладелец, к которому она поступает в рабство, объясняют психологи. Об этом надо помнить всегда. Впрочем, они уверены, что наверняка и среди таких пар тоже есть счастливые и гармоничные, которые проживут вместе всю жизнь. «Главное, чтобы у них совпадали цели и то, как они видят своё совместное будущее».