«Бренд «Виктор Бут» создавался в Америке двадцать лет»

Жена российского предпринимателя, сидящего в тюрьме США, прокомментировала его возможный обмен на американскую чемпионку

Партнерша олимпийской чемпионки, американки Бритни Грайнер, ждущей суда в одном из подмосковных СИЗО за контрабанду наркотиков, пожаловалась на то, что не смогла переговорить с Бритни по телефону, как ей было обещано. Накосячило американское посольство?

Жена российского предпринимателя, сидящего в тюрьме США, прокомментировала его возможный обмен на американскую чемпионку

Подмосковные правозащитники выяснили, что российской вины здесь нет: эта беседа должна была состояться при посредничестве дипмиссии, так как напрямую из российских СИЗО позвонить в США невозможно, но что-то пошло не так...

О том, как с телефонными разговорами с близкими арестованных россиян обстоит дело в американских тюрьмах и возможен ли все-таки потенциальный обмен Бритни Грайнер на, пожалуй, самого известного заключенного россиянина в США Виктора Бута, что сегодня обсуждается в самых верхах американского общества, мы переговорили с Аллой Бут.

Впервые после получения одобрения российского правительства баскетболистка должна была позвонить своей супруге. Звонок был запланирован за две недели до этого. Но через адвокатов Шерелл узнала, что Бритни пыталась дозвониться 11 раз в течение нескольких часов, но по номеру, который ей дали в посольстве США в Москве, никто не ответил. По словам Шерелл Грайнер, их с Бритни не соединили, поскольку у нужного телефона в посольстве никого не оказалось.

Позже в Государственном департаменте США заявили, что «глубоко сожалеют о том, что Бритни Грайнер не смогла поговорить со своей женой из-за логистической ошибки». Об этом написали многие американские СМИ.

Между тем штатовские власти подтвердили, что у них нет более приоритетных задач, чем безопасность американцев за границей.

Имя Грайнер последние несколько месяцев не сходит со страниц американских СМИ. Ее называют политической заключенной и жертвой мести Америке со стороны РФ, так как арест спортсменки в феврале этого года в аэропорту «Шереметьево» с наркотиками для личного пользования в багаже практически совпал с началом санкций против России.

Почти сразу начали говорить о том, что Бритни скоро обменяют. Автор этих строк, член ОНК Московской области, неоднократно давала интервью американским СМИ на эту тему.

А после возвращения в Россию летчика Константина Ярошенко, а домой в Америку вместо него — Рида Тревера стало понятно, что лед, скорее всего, тронулся.

Чаще всего обсуждают возможную рокировку между чемпионкой Бритни Грайнер и Виктором Бутом, в апреле 2012 года осужденном федеральным судом Нью-Йорка на 25 лет тюрьмы за «сговор с целью поставки оружия террористической организации».

— Алла, а у вас существовала проблема переговорить по телефону с мужем? — спрашиваю я у жены Бута, которая ждет его домой уже более 14 лет, так как задержан тот был еще в марте 2008 года в Таиланде, а уже потом переправлен в США.

— У нас с этим как было плохо, так и сейчас плохо. Звонки из американской тюрьмы — два раза в неделю. Права дополнительного звонка в посольство у Виктора нет: если он собирается звонить туда, то должен отменить звонок родственникам или адвокату. Кого хочешь, того и выбирай.

Бывает, что тот же звонок планируется и переносится. Но связь с внешним миром — это очень важно, прежде всего для здоровья, так как при оказании медицинской помощи в американских исправительных учреждениях творится катастрофа. Например, у Виктора началась сильная кожная инфекция, поражены многие участки на руках и ногах, все покрыто коркой и кровит, вдобавок у него стали сильно отекать ноги, но пока человек держится на своих двоих, на его состояние администрация учреждения внимания вообще не обращает.

По факту медицинская помощь должна быть предоставлена, я постоянно обращаюсь по этому поводу, и наше посольство тоже, но реакции ноль. Ему предложили промыть образования на коже шампунем против перхоти…

Вот это абсолютное безразличие удручает. Я написала в наш МИД — пообещали, что попробуют помочь. Я уверена, что они связывались с американской стороной. Но прошло уже несколько недель — и ничего, тишина.

— Вы все-таки надеетесь на скорый обмен мужа? Мне кажется, гораздо более активнее к этому вопросу подходят в США. Имя Бритни Грайнер не сходит со страниц газет и телеканалов, американцы требуют от своих властей немедленно сделать что-то для ее освобождения…

— Понятно, что американская сторона ставит приоритетом возвращение своих граждан, которые находятся в заключении, на родину. Будем надеяться, что такой же приоритет есть и у российской стороны.

Я ни разу не слышала, чтобы заключенные американцы жаловались на то, как с ними обращаются в российских местах лишения свободы или что им не предоставляется врачебная помощь.

— Да, я знаю, когда у Бритни заболела голова, ее сразу же осмотрел доктор.

— Это к вопросу, как относятся к иностранцам у нас и у них. Причем такое их наплевательское отношение не связано с санкциями и с Украиной — по отношению к россиянам оно было и раньше. Что касается истории с возможным обменом Бритни Грайнер на Виктора Бута, то она действительно прогремела в Соединенных Штатах, о ней высказалась Псаки…

— Ваш муж в курсе про обмен?

— Вот уже столько лет мы питаем эти иллюзорные надежды. А потом оказывается, что все пустое. Конечно, это было бы замечательно. И высказывания чиновников высокого ранга — не просто ради красного словца. Чувствуется, что к персоне Виктора снова повышенный интерес. К сожалению, мужа по-прежнему больше рисуют черной краской.

— Я бы не сказала: в том же блокбастере «Оружейный барон» звучит фраза, что самым всемогущим торговцем оружием в мире, которого никогда не припрут к стенке, является сам президент США. А прототип Бута, которого сыграл Николас Кейдж, на этом фоне выглядит гораздо положительнее — как жертва обстоятельств.

— Бренд «Виктор Бут» создавался в Америке двадцать лет. Но даже на суде не было такого, чтобы его обвинили в убийствах или продаже оружия.

В случае с Бритни и другими американцами, в том числе недавно обмененного на Ярошенко Тревера, — все они были арестованы на территории России за правонарушения, совершенные здесь. В отличие от Виктора, которого взяли в Таиланде лишь по подозрению на якобы намерение продавать оружие организации, которая сейчас в США, РФ и Таиланде даже не считается террористической. Хотя, когда надо было, американцы называли их террористами. Между прочим, сам Виктор в Америке до этого никогда не был.

— Мне кажется, что Виктор Бут для американцев слишком «крупная рыба». Захотят ли они его поменять — пусть даже и на олимпийскую чемпионку?

— Я считаю, его специально вырастили как «крупную рыбу». Есть реальный Виктор, мой муж, а есть его медиаобраз, созданный на Западе. Это совершенно разные люди. Для Америки когда-то он был очень серьезным конкурентом по грузоперевозкам в странах третьего мира. И государственные перевороты в тех же странах Африки США поддерживали и финансировали. Виктор не собирался сотрудничать с американскими спецслужбами и предоставлять им информацию, которую они хотели. Поэтому в отношении Виктора велась большая политическая игра, которая закончилась для нас трагически. На спецоперацию по его устранению были потрачены миллионы…

Я думаю, что должна быть твердая позиция России по защите своих граждан в американских местах лишения свободы. Так же, как это делают сами американцы по отношению к своим.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

— Те заболевания, которые могли развиться у Виктора Бута, в американских тюрьмах, по моей практике, практически не лечатся. Без проблем там можно получить только гормональную терапию и психотропные вещества. Учитывая очень тяжелое состояние здоровья Бута, важно добиться его обмена именно сейчас на Бритни Грайнер или кого-либо еще.

Иван МЕЛЬНИКОВ, правозащитник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру