Руководителей госучреждений решили обязать декларировать расходы: кому это выгодно

Борьба с коррупцией или вмешательство в частную жизнь

Минтруд предлагает обязать руководителей госучреждений, в том числе директоров школ и главврачей поликлиник, отчитываться о своих расходах. Кредит, покупка загородного дома, приобретение ценных бумаг руководителей и членов их семей — все это, согласно законопроекту, должно быть задекларировано. Что это — вмешательство в частную жизнь или реальный рычаг для борьбы с коррупцией? Это мы выяснили, пообщавшись с педагогами и врачами.

Борьба с коррупцией или вмешательство в частную жизнь

Подготовленный документ не расширяет уже установленный круг лиц, на которых распространяется обязанность предъявлять сведения о своих финансах, но предполагает увеличение объема таких сведений: теперь это будут данные не только о доходах, но и о крупных тратах. Что, в принципе, логично, ведь тогда сразу станет ясно, какова разница между зарплатой руководителя и стоимостью построенной им дачи. А значит, будет легче установить, где он эту разницу взял.

Если конкретнее, то, согласно законопроекту, руководителям придется указывать получение и погашение ими кредитов и займов, крупные сделки, включая покупку недвижимости, автомобилей, ценных бумаг, а также цифровых финансовых инструментов в том случае, если общая сумма выше трехлетнего совокупного дохода руководителя, а также его супруги.

Нововведение может коснуться более 206 тысяч руководителей — именно столько государственных и муниципальных учреждений, по данным Росстата, насчитывается в России. Уточняется, что разработанный Минтруда документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности, а также заинтересованными ведомствами.

В сфере образования данная инициатива уже активно обсуждается учителями и директорами. Мнения по поводу ее необходимости разделились, и, как нетрудно догадаться, в педагогической среде ее больше поддерживают на уровне рядовых учителей. Директора же к перспективе делиться расходами относятся неоднозначно.

— Открытость — это хорошо, но почему я должен отчитываться в том, какой беру кредит или какой покупаю автомобиль своей жене? Скоро дойдет до того, что директорам в спальню будут камеры ставить и прослушку, — сокрушается руководитель одной из московских школ. — Мне, конечно, нечего скрывать, но я бы очень не хотел, чтобы информация о финансовой жизни моей семьи попала в Интернет.

Рядовые же педагоги воспринимают законопроект с большим энтузиазмом.

— Учитывая то, что наш мир становится прозрачнее, такой принцип честности и непродажности очень даже нужен, — поделилась с «МК» учитель химии одной из крупных школ. — Вот, например, у нас в коллективе все только и обсуждают последнюю новость: директор строит в элитном поселке коттедж. Зарплата у нее тысяч 300 тысяч в месяц, муж не миллионер, так откуда такие деньжищи? А в соседней школе директор говорит завуалировано: «Вы должны оказать школе финансовую помощь». И бумажку с номером своей карты дает. И это у нас, в крупном областном городе, где все расходы на школу контролируются! О сельских же школах и говорить не стоит — там все еще активно собирают деньги и на шторы, и на новую мебель. И подношения директорам в конвертах делают.

— Способов «подработать» у директора немало и помимо пресловутых штор, — рассказывает «МК» учитель одной из поселковых школ Елена Сергеевна. — Взять хотя бы тот же «входной билет». В конце года родители выпускников приглашают фотографа. Если это человек, рекомендованный школой, уже изначально оговорено, что он делится выручкой с директором, если же родители нашли его на стороне, директор также просит «на лапу»: с каждого класса по две тысячи. А уж если у директора «грамотный» сотрудник школьной бухгалтерии, так там такого можно намутить!

В больницах ситуация аналогичная. Как рассказала «МК» медсестра одной из государственных клиник, недавно их главврач купила автомобиль за 9 миллионов.

— У нас зарплаты по 50–60 тысяч, мы за всю жизнь таких денег не накопим, — сокрушается она. — Спрашиваете, откуда у начальства такие доходы? Это и взятки, и не только. Например, одна наша руководительница сидит одной попой сразу на двух должностях. И зарплаты две получает.

А вот о том, есть ли смысл спрашивать о расходах главврачей поликлиник, «МК» рассказала терапевт с 30-летним стажем Ирина Викторовна.

— Мы уже обсудили эту инициативу с коллективом. Да, конечно, у главного врача всегда есть возможность подзаработать. Например, это могут быть какие-то остатки от покупки оборудования, нецелевое использование средств. Другой распространенный вариант, когда главный врач щедро выписывает себе премиальные, годовые, квартальные. Но не думаю, что это какие-то запредельные суммы. Больших денег с этого не поимеешь — мы же не частные, а государственные поликлиники. Что же касается взяток от пациентов, то они в поликлиниках практикуются не в виде денег, а в виде подарков. Бутылочку дорогого коньяка или духи не монетизируешь и дом на них не построишь.

— Я взяток не беру, — заявил «МК» главный врач одной из московских поликлиник, — но все эти декларирования — лишняя трата времени, которого у меня и без того нет. Пользу же вижу лишь в том, что это будет способствовать созданию положительного имиджа руководителей госучреждений. Очень неприятно и обидно слышать этот шаблон: «Главврач — значит, и сам ворует, и другим дает».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28832 от 26 июля 2022

Заголовок в газете: Колись, врач!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру